В издательстве «Эксмо» выходит роман «Неловкий вечер» (перевод Ксении Новиковой) самого молодого лауреата Международной Букеровской премии — Марике Лукас Рейневелд. История девочки-подростка из семьи христиан-реформистов уже стала бестселлером в Нидерландах.
Дебютный роман Рейневелд во многом автобиографичен. Так же как и ее героиня Яс, Марике выросла в Северном Брабанте в семье фермеров, входивших в религиозную общину. Тоже потеряла брата и взрослела в непростой атмосфере тотальных запретов и проповедях о всеобщей греховности. Писательница до сих пор работает на молочной ферме, но в «Неловком вечере» она показала, что такие места, как ее община, — не место для детей.
Неловкий вечер Электронная книга 419 ₽ На Литрес Контент 18+
Тем не менее в Нидерландах немало деревушек, похожих на ту, что описана в романе. Мы решили разобраться, как живут современные кальвинисты.
Строгие правила
Учение юриста и богослова Жана Кальвина окончательно сформировалось во второй половине XVI века. Оно характеризуется склонностью к рационализму, нелюбовью ко всему, чего нет в Библии, и недоверием к мистике. Даже причастие последователями этого учения воспринимается не как трансформация хлеба и вина в плоть и кровь Христову, а как воспоминание о той жертве, которую принес Господь во имя человечества. Пасторского авторитета не существует, ответы на вопросы относительно библейских текстов верующие ищут в самой Библии. Кальвинисты отказались от монашества, ибо считают, что Бог сотворил мужчину и женщину для брака. И верят в доктрину предопределения, согласно которой Господь уготовил своим созданиям либо рай, либо геенну огненную еще до их рождения. При этом любой человек изначально греховен, а спасение подается только через веру в Бога.
Читайте также: 10 книг о христианстве от Андрея Резниченко
В Нидерландах наиболее строгие кальвинисты живут в так называемом «Библейском поясе» — регионе, проходящем по территории провинций Зеландия, Южная Голландия, Гелдерланд и Оверэйсел. В конце XVI — начале XVII века на эти земли переезжали протестанты, гонимые правительствами других стран. Смешавшись с местным населением, они создали весьма консервативное общество.
Как и в других глубоко религиозных обществах, в «Библейском поясе» очень высокие показатели рождаемости и смертности. Там не жалуют врачей, а в местных городах и деревнях нередки вспышки полиомиелита и других заболеваний, от которых давно есть вакцины, так как жители отказываются от прививок по религиозным соображениям. По воскресеньям в регионе закрыто большинство кинотеатров, баров и клубов, спортивные пробежки и светские прогулки осуждаются обществом. Путь большинства людей пролегает из дома в церковь и обратно, а основной цвет одежды — черный, что символизирует греховность человеческой натуры. Надо ли говорить, что любое инакомыслие в таких условиях приравнивается к преступлению, а попытки построить жизнь вне общины пятнают не только репутацию «отступника», но и его родственников. Так, в одном из репортажей корреспондент Deutsche Welle рассказывает историю кальвинистки Хиллигье Кок, у которой один сын женился на католичке, а другой признался в своей гомосексуальности. В итоге за шестидесятилетней вдовой закрепилась слава бунтарки и вероотступницы:
«Мне церковь говорит: в Библии это запрещено. Но Библия запрещает и пьянство. А они пьют. Мне не нравится, что они выбирают только подходящие цитаты из Библии. Мой сын такой же человек, как и любой другой. Церковь отстала от жизни. Поэтому столько молодежи от нее и отворачивается. Им надоело слышать, что все, что они делают, — плохо: ваша музыка — плохая, ваше поведение — тоже», — жалуется женщина.
Национальная религия
Сегодня большинство жителей Нидерландов считает себя атеистами. По данным на 2019 год, в Бога не верят 52% населения. Католиками назвались 17% опрошенных, а протестантами — всего 15%. Тем не менее многие культурологи утверждают, что коренные нидерландцы до сих пор живут по заветам Кальвина. Помимо всего прочего, его учение предполагает бережное отношение к букве закона, поощряет труд и материальный достаток. И это как нельзя лучше соответствует менталитету работящих и деятельных жителей страны. Вот почему лютеранство, возникшее раньше кальвинизма, совершенно не оставило следа в культуре региона, а баптизм ненадолго прижился, но был побежден кальвинизмом.
Многие современные кальвинисты не столь отгорожены от мира, как жители общин. После Второй мировой наметилась положительная тенденция в отношениях протестантов и католиков, а реформаторы стали чуть более открытыми. Однако проблема жестокого обращения с людьми — физического и психологического давления на верующих — до сих пор существует. И ее как нельзя лучше иллюстрирует роман «Неловкий вечер».