Weekend.ru
24 декабря 2012

Серая эротика для дам бальзаковского возраста

Если и событие, то не литературное

Вряд ли можно считать выход этой книги литературным событием. Вряд ли хотя бы потому, что роман откровенно вторичен. Так сказать, «первоисточники» можно перечислять долго, от произведений маркиза де Сада (неоднократно уже издававшихся и переиздававшихся) до в свое время взбудоражившей общественное мнение «Истории О».

Иными словами, Джеймс опирается на богатую «литературную традицию» и ничего нового не придумывает. То, что изображается, давно и хорошо известно, то, как изображается, малоинтересно и далеко от художественности.

Но если «Пятьдесят оттенков серого» как литературный феномен внимания не заслуживают, то как социальное явление, как характерный симптом состояния современного общества роман весьма любопытен.

Игры благополучных людей

Несколько вещей сразу бросается в глаза. Во-первых, произведение Джеймс вырастает даже не столько из литературы (пусть и определенного сорта), сколько из визуального искусства и параискусства, доступного сегодня в интернете.

И тот факт, что по книге уже снимается фильм, одновременно и вполне логичен, и удивителен. Просто хотя бы потому, что экранизация легко может превратиться в банальную порнографию. Более того, непонятно, во что еще она может превратиться.

Во-вторых, «кризис среднего возраста» Джеймс и ее фантазии, по ее собственным словам, отраженные в произведении, обернуты в оболочку респектабельности и богатства. Это игры благополучных людей, имеющих возможность потешить свою чувственность.

В-третьих, роман не имеет никакого отношения ни к страстному протесту маркиза де Сада против рационализма и концепции естественного человека эпохи Просвещения, ни к авангардному эпатажу Генри Миллера, ни к серьезным этическим и философским построениям вообще.

Джеймс пишет о потреблении эротических удовольствий и упаковывает их в обертку современного бодро-ироничного повествования в духе «Дьявол носит Прада».

Не выходит за рамки приличий

Потребительский аморализм, пожалуй, самое удивительное и есть в «Пятидесяти оттенках серого». Это не «Платформа» Мишеля Уэльбека, несколько лет назад вызвавшая необыкновенный ажиотаж во Франции, да и в Европе вообще.

Кстати, параллель с Уэльбеком весьма показательна. Раскомплексованный эротизм последнего и в «Платформе» (с ее сексуальным туризмом и оргийными сценами), и раньше, в «Элементарных частицах» — как раз показатель комплексов современного интеллектуала, который с ужасом следит за процессом собственного увядания, старения.

 Жизнь — цепь поражений, а «кризис среднего возраста» — знак приближающейся окончательной катастрофы. Потребление секса столь же уныло, как и любой другой вид консьюмеризма. Это не более чем раздражающий обман, лишь усиливающий экзистенциальное одиночество и отчаяние.

«Элементарные частицы» писались Уэльбеком, в частности, как критика «сексуальной революции» 60-70-х годов прошлого века, как указание на банкротство идей молодежных движений, бунта против буржуазности и благополучия. Бунт закончился, «дети цветов» постарели, остались уныние и тоска.

Забавно, что роман Джеймс как раз абсолютно буржуазен, даже хочется сказать — благополучен. То, что раньше было революцией, сегодня становится привычным атрибутом комфортного существования и даже не выходит за рамки приличий.

Брачный договор, договор по оказанию сексуальных услуг — разница не велика. Просто расширяется выбор доступных наслаждений.

Роман Джеймс почти что рекламный проспект, прейскурант. У Джеймс нет ни энергии протеста, ни серьезной рефлексии, ни глубоких психологических размышлений. Это плоский, предсказуемый мир, рассказ о привлекательных банальностях, о стандарте подсознательных движений современного человека. Стандарте безликом и навязанном — той же самой видеопродукцией.

Может быть, поэтому, то есть своей заведомой серостью, невыразительностью, усредненностью роман и привлек внимание многочисленной публики. В этом смысле название его более чем символично.

Другое дело, насколько и для кого могут быть интересны оттенки серости, то есть посредственности? Насколько востребована может быть скучная история эротических приключений? И что, собственно, все это значит?

Наверное, поэтому такая странная реакция на роман. Возмущения он не вызвал, скорее — недоумение. Дама бальзаковского возраста позволила себе пофантазировать, причем самым смелым своим фантазиям попыталась придать даже некоторый оттенок благопристойности. И в этом симпатичном мирке она готовится встречать старость. Чудесная картина.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции РИА Новости

Николай Александров, литературный критик

Источник: weekend.ria.ru

Читать полностью
, 24 декабря 2012
0
0
24 декабря 2012
Московские новости
25 сентября 2012

«Пятьдесят оттенков серого» и интеллектуальное равновесие мира

Есть, пожалуй, единственная позиция, в которой Москва не уступает Лондону и Нью-Йорку, и эту позицию оккупировала британская блогерша Эрика Леонард, известная во всем мире под псевдонимом Э Л Джеймс. Когда-нибудь 2012-й войдет в историю, как год, когда все читали «Пятьдесят оттенков серого», и этот факт расскажет об умонастроении человечества не меньше, чем история протестного движения, процесс над Pussy Riots, ужесточения закона о педофилией и введение пресловутых возрастных ограничений на TV. Скорее всего, все эти факты будут системно проанализированы и расценены как «звенья одной гребаной цепи». Интересно, что согласно социологическим замерам, эротический фанфик Эрики Леонард читает примерно та же группа населения (образованные женщины после 40), что весь минувший год обеспечивала рекордные продажи сборнику рассказов Архимандрита Тихона (Шевкунова) (8 место), пережившему 4 переиздания за 11 месяцев и прочно осевшему в топ-10 главных столичных букмаркетов.

Источник: mn.ru

Читать полностью
, 25 сентября 2012
0
0
25 сентября 2012
25 сентября 2012

Немного о боли в спине

Для полноценного, я бы добавил — всестороннего пересказа нового мирового бестселлера хватит одной страницы. Однако не будем забывать, что это только первая книга объямной трилогии. За границей беспечные домохозяйки давно насладились всеми частями «Оттенков», нам же, русским любителям книги, остается обсудить первый том, который вместил в себя почти 600 страниц. О чем они?

Выпускница университета Анастейша — миловидная 21-летняя девушка, девственница, отказывающая всем ухажерам — соглашается подменить заболевшую лучшую подругу Кэтрин и съездить за сотню миль в офис молодого миллиардера, чтобы взять интервью для вузовской газеты. С проклятиями девушка добирается до места, буквально вваливается в кабинет очаровательного 27-летнего принца, которого никогда не видели в компании с женщинами, и начинает интервью: вопросы с душком неподражаемого стиля бульварной газетенки. Далее сплошные тривиальности: девушка возвращается домой, бизнесмен «случайно» оказывается в магазине, где она работает, потом пьяная дискотека и Анастейша просыпается в шикарной кровати богатенького Кристина Грея.

Обычная сказка о внезапной любви молодого принца к застенчивой девушке из простой семьи, естественно, вряд ли стала бестселлером, если бы не пикантная приправа в качестве странных увлечений миллиардера. По ходу романа выясняется, что Кристиан любит вертолеты и парапланы, и — не для всех ушей и глаз — доминировать; совсем вкратце: во всем подчинять себе любимому не только работников огромной компании, деловых партнеров, но молодых особ, предпочитающих к сексу щепотку боли.

Секс в книге присутствует. Кому-то даже может показать, что чересчур с избытком. Немолодая Э Л Джеймс пошла по проторенной дорожке, вознаградив любимую героиню чередой оргазмов. Дело, разумеется, в искусно любовнике-миллиардере — жертвы педофилии и обладателе «внушительных размеров». Кристиан Грей местами похож на Дориана Грея Оскара Уайльда. Возможно, в следующих частях «Оттенков» появится очаровательный лорд Генри.

К ногам Анастейши падают дорогой ноутбук, мобильный телефон и красный кабриолет «Ауди» (в книге приветствуется только эта марка), вдобавок договор, не имеющий юридической силы, однако доходчиво объясняющий и предупреждающий девушку, что с ней может произойти, как только она попадет в лапы озабоченного миллиардера. Пока студентка «думает», молодой Кристиан продолжает сексуальные эксперименты. «Я трахну тебя в рот» (Анастейша оказывается королевой минета; сомневались?), «у меня есть планы на твой зад» (отшлепает пару раз, но до анального секса не дойдут), «эту шерстку мы сохраним» (о волосах на лобке) и так далее. Бизнесмен «пользует» неискушенную в сексе девушку, заставляя испытывать оргазм за оргазмом. Анастейша кончает быстро, достаточно простых ласк. При одном виде любимого мужчины у нее «бабочки в животе», она чувствует себя мокрой (все признаки готовности к соитию дотошно повторяются в каждый главе) и достаточно сжать зубами один из сосков девушки, дабы довести дело до разрядки.

Вот беда, Анастейша мечтает о любви, отвергает договор, где обозначен сорок их отношений — три месяца. «Я хочу большего», — произносит она, кусая губу. «Я предупреждал тебя, не кусай губу и не закатывай глаза», — отвечает ей привычно Кристина. Как правило, после такого диалога, который Э Л Джеймс растягивает на десять страниц, идет три-пять страниц бесстрастного и нелепого секса, а все БДСМ-приемчики — сдалось мне, «детский сад» по сравнению с тем, как обходятся иногда наши мужчины со своими женами. «Я тебя отшлепаю, но не в наказание, а ради нашего с тобой удовольствия», — фраза появляется на 417 странице.

Бог ведает, что в головах сорока миллионов домохозяек, осиливших трилогию госпожи Джеймс. Автор этих строк с трудом дочитала первую книгу и, конечно, прочтет вторую и третью — исключительно из профессионального любопытства. Другим читать не советую, ну а если уже прочли, то поднимаю руки, меня опередили, вы заражены.

Анжелика Клыкова

Источник: shuum.ru

Читать полностью
, 25 сентября 2012
0
0
25 сентября 2012
Maxim
25 сентября 2012

Утехи дня

«Пятьсот двадцать восемь страниц? Вы что, серьезно? Мы думали, это просто порнографическая брошюра» — примерно такие возгласы можно было слышать в книжном магазине на старте продаж. А после этого многие покупатели скромно мялись у кассы: «Черт возьми, да на нас сейчас пальцем показывать будут» — как будто покупаешь какой-нибудь Hustler. Вообще, ощущения от авантюры с покупкой «Пятидесяти оттенков» можно сравнить с первым походом за средствами контрацепции в аптеку, с поправкой на кажущуюся интеллектуальность затеи.

Читаем синопсис: недотрога Анастейша Стил, аккурат перед выпускными экзаменами из университета, едет в Сиэтл брать интервью для студенческой газеты у богача, вручающего выпускникам дипломы. Буратино зовут Кристиан Грей (странно, что не Дориан — поскольку в литературные игры Э. Л. Джеймс явно играть не умеет: все ее аллюзии, если позволишь так выразиться, выдаются прямо в лоб). У него есть вертолет «Чарли-Танго», корпорация, приносящая феноменальный доход, преданный бодигард Тэйлор, не задающий лишних вопросов, и целый штат блондинок, тушующихся под строгим взглядом руководителя. Интервью проходит неважно: сначала Анастейша запинается на пороге кабинета и падает прямо в объятья суженого, потом зачем-то спрашивает не гей ли, но в конце все равно получает приглашение на работу. Тактично отказавшись, она сбегает домой. Миллионер же почуял добычу и не намерен ее вот так просто отпускать. Они встречаются еще несколько раз и к сотой странице падают, наконец, в постель. Что ж, лучше бы они этого не делали — все остальное читать просто невозможно (хотя и до этого чтение похоже на марафон по девичьим страстям). Откладываем. Читаем еще немного и снова откладываем.

И так почти две недели поступали почти все литературные обозреватели нашей страны. «Пятьдесят оттенков серого» — книга для самого стойкого читателя. Дойти до финала сможет не каждый. Но опыт, конечно, бесценный: прорвешься через три десятка оргазмов несчастной Анастейши, а потом хоть строительной бригадой руководи. Правда, рассуждать о сюжете, интриге и перипетиях здесь не приходится: сцены сексуального характера чередуются с невразумительными диалогами и описанием душевных метаний молодой, но целеустремленной американки. Да, героиня теряет невинность, падает во грех, всерьез раздумывает над своим увлечением БДСМ-культурой и пишет любимому письма по электронной почте (их читать не многим легче, чем описание соитий). Теперь ты знаешь, что прячет под подушкой весь мир... если судить по рейтингам.

Но почему же эта белиберда работает? Откуда сорок миллионов проданных экземпляров? Теорию о том, что мир сошел с ума, а западная культура пребывает в глубоком кризисе, отметаем сразу. Кажется, в данном случае работает механизм, задействующий, кхм-кхм, «эротические центры узнавания». Если ты не знал, есть некие эстеты, которые тащатся от интертекстуальности — от чего-то, понятного только их узкому кругу, читавшему первое, второе и десятое. Для них удовольствие от большинства романов XX века рождается из ощущения собственного превосходства, литературного снобизма: «а вот здесь цитата оттуда, а здесь автор копирует стиль такой-то»... В «Пятидесяти» же «оттенках серого», при всей ничтожности его языка и приемов, этот механизм обнажен до предела: центры узнавания и впрямь «эротические». Буквально, литературная точка джи.

Александр Кириллов

Источник: maximonline.ru

Читать полностью
, 25 сентября 2012
0
0
25 сентября 2012
13 сентября 2012

Бьет — значит любит

В российском издательстве «Эксмо» вышел роман «50 оттенков серого» Э. Л. Джеймс. За этим псевдонимом скрывается до недавнего времени никому не известная британская писательница Эрика Леонард — лондонский телепродюсер и мать двоих подростков. Дебют ее оказался просто сенсационным — книга о бурных любовных отношениях красавца-миллиардера и невинной студентки побила все рекорды продаж, разойдясь тиражом свыше 31 млн экземпляров. Журнал Time внес автора в список 100 самых влиятельных людей мира, отметив, что «чтение теперь вряд ли будет таким, как раньше». В причинах этого неимоверного успеха попыталась разобраться МАРИЯ ДАНИЛОВА.

В центре романа «50 оттенков серого» — отношения 27-летнего миллиардера из Сиэтла Кристиана Грея (фамилия персонажа обыграна в названии книги) и 21-летней студентки филологического факультета Анастейши Стил. Опытный искуситель покоряет девушку нежностью и заботой, а затем приводит ее в «красную комнату боли», наполненную плетками, цепями и наручниками. Впрочем, каждый удар ремня по обнаженному телу героини скрашен страстным поцелуем. Боль, объясняет Кристиан, это всего лишь обратная сторона наслаждения.

Окрещенная «порно для мамочек» из-за чересчур откровенных, хотя, в общем-то, не вызывающих при чтении ощущения неловкости постельных сцен, книга вызвала такой фурор, что, если верить блогам, некоторые американские мамаши, увлекшись эротикой, забывали забрать своих детей из школы. Хотя восторги по поводу романа, естественно, не были единодушными. Некоторые публичные библиотеки, сочтя книгу непристойной, убрали ее с полок, заслужив от ряда влиятельных американских изданий упреки в косности и ретроградстве. Впрочем, и люди прогрессивных взглядов разделились во мнениях. Скажем, отдельные феминистки, разъяренные такими вот пассажами: "Ты должна доверять мне и подчиняться добровольно. Чем ты послушнее, тем больше удовольствия я получаю«,— заклеймили книгу за апологию мужского шовинизма. Другие же, наоборот, воспевают «50 оттенков» как оду женской свободе и сексуальности. Этот роман, говорят они, наконец-то реализует мечту загнанной работой женщины, управляющей нерасторопными сотрудниками в офисе, а дома дирижирующей непослушными детьми, о том, что хотя бы в постели она может расслабиться и передать инициативу сильному мужчине. Психиатры же по косточкам разбирают садомазохистские отношения Кристиана и Анастейши, споря о том, нуждаются ли герои в лечении.

Так или иначе, книга Э. Л. Джеймс стала настоящей издательской сенсацией. Появившись сначала в электронном виде и завоевав сотни тысяч читателей, она только затем была издана на бумаге — одним из подразделений крупнейшего американского издательства Random House. Первый миллион экземпляров «50 оттенков серого» был раскуплен всего за 11 недель, побив рекорды самых нашумевших бестселлеров последнего десятилетия — «Кода да Винчи» Дэна Брауна и книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Но самое необычное в этой истории то, что родился роман как фанфик (так называют литературные упражнения фанатов по мотивам известных произведений). Под ником Ледовый Дракон Снежной Королевы Эрика Леонард начала писать свою вариацию на популярные «Сумерки» Стефани Майер о любви девушки и вампира. А затем поменяла имена героев, доработала сюжет и подписала контракт с маленьким австралийским издательством, специализирующимся на электронных книгах. Именно это обстоятельство —- ведь у электронной книги нет кричащей обложки, никто и не догадается, что читает эта интеллигентная женщина в метро,— позволило миллионам читательниц без зазрения совести углубиться в мир вагинальных шариков и анальных пробок. А дальше одна нашептала другой, третья перепостила информацию в социальных сетях — и сегодня уже другие начинающие писательницы размещают в интернете свои вариации на тему «50 оттенков».

Отчасти их можно понять. Книга Э. Л. Джеймс вряд ли способна получить приз как образец высокой литературы — уж слишком смахивает она на второсортные любовные романы с катанием на роскошных яхтах, полетами на частном самолете, страстными объятиями на закате и побегом от вооруженных злодеев. Персонажи здесь предсказуемы, сюжет неправдоподобен, а текст напичкан избитыми фразами, которыми кишит подобное романтическое чтиво. Однако, несмотря на клише вроде «я не могу отвести глаз от его красивого, скульптурно очерченного рта» или «я принадлежу ему телом и душой», оторваться от книги невозможно. И те, кто прочтет «50 оттенков серого», обречены на муки ожидания двух других частей трилогии — «На 50 оттенков темнее» и «50 оттенков свободы». Их русские переводы, кстати, готовятся к изданию осенью.

А еще поклонники романа уверяют скептиков, что даже если те не переносят любовные романы, «50 оттенков серого» стоит прочитать, чтобы оживить свои интимные отношения. В одном из интервью писательница похвасталась, что получает массу писем с благодарностями от женщин, а также от их мужей — «сами понимаете, за что». А еще, не переставая, по крайней мере, на словах, удивляться популярности своей книги, автор признается, что просто описала в ней свои фантазии.

Источник: kommersant.ua

Читать полностью
, 13 сентября 2012
0
0
13 сентября 2012
13 сентября 2012

Фанфик вышел из «серой» тени

Издатели представили эротический роман Э.Л. Джеймс «50 оттенков серого» как бестселлер, «вокруг которого ломаются копья и образовываются армии фанатов». На самом деле в этой поучительной истории все ровно наоборот. Сначала — армии фанатов, причем армии, победно наступающие на редуты «высокой словесности». А потом уже изданная рекордными тиражами книга.

Э.Л. Джеймс — уже миллионерша, но так и не писательница «с большой буквы». Она — именно сочинительница так называемого фанфика, то есть производитель любительских текстов, основанных на других книгах.

Настоящее имя Э.Л. Джеймс — Эрика Леонард, она работала на телевидении. Ее псевдоним в мире фанфика — «Ледяной дракон Снежной королевы»; она была одной из тех многочисленных читательниц, что хотят сочинять, но не обладают достаточной самостоятельностью, а потому нуждаются в чужих «костылях».

Обычно мир фанфика замкнут в пространстве интернет-форумов, и кажется, что остальные читатели, а вместе с ними и литературные критики, ошиблись дверью. Случился очередной экономический кризис, издатели подсчитали убытки и решили, что называется, «развязать». Раньше фанфик не пускали на порог солидных издательств, а теперь и он пошел в дело.

Электронная версия романа «50 оттенков серого», первоначально опубликованного небольшим австралийским издательством, и так стала популярной благодаря «сарафанному» интернету. Но серьезное издательство Vintage Books, а вслед за ним и наше «Эксмо» не упустили случая поучаствовать в выходе фанфика из тени.

Роман «50 оттенков серого» вырос из любительских фантазий на тему «Сумерек». Только на месте юной девы и вампира — выпускница и магнат. История начинается, как в бросовом любовном романе: главная героиня, 22-летняя американка Анастейша, подменяя заболевшую подругу, отправляется к миллионеру Кристиану Грэю, чтобы взять у него интервью для студенческой газеты.

Ее поражает его холеная и холодная красота, его — ее непосредственность и «синечулочная» ненакрашенность. Она, конечно, в него влюбляется, он берет телефончик, а потом дарит ей прижизненное издание «Тэсс из рода д’Эбервиллей» Томаса Харди. Но вместо обычных «отношений», двуспальной кровати, валентинок и знакомства с родителями Кристиан предлагает Анастейше полное подчинение, «красную комнату боли», плетки, наручники и серию контрактов, по которым она и шагу не сможет ступить самостоятельно.

Чувства героини можно сравнить с читательским удивлением от «50 оттенков»: обещанная «эротика» оказалась не слишком завлекательной. Кристиан разговаривает, словно оживший порноспам из электронной почты.

Роман написан довольно бесцветным языком, и потому, кстати, легко читается по-английски. По-русски, в переводе творческого коллектива Татьяны Китаиной, Инессы Метлицкой, Марины Клеветенко, это выглядит еще хуже, так что если какой толк от «50 оттенков» для нашей публики есть, то исключительно как от издевательского чтения для изучающих английский язык.

Сцены секса уморительны, поскольку выписаны слишком однообразно и слишком серьезно. «Мамино порно», как его ласково именуют, уже вовсю пародируют: весь мир этот роман не только покупает, но и высмеивает. Добравшись до конца, действительно приобщаешься к своего рода «читательскому мазохизму». Подчиниться-то можно, но желательно выбрать для этого человека более, что ли, незаурядного.

Наверное, многочисленных читательниц «50 оттенков» все же заинтересовала не столько эротика, сколько сказка о том, как попробовать превратить «чудовище» в «принца».

Кристиан, именуемый в романе «Доминантом», олицетворяет собой могущественное равнодушие капитализма. Анастейша, как неопытный новобранец, получает от него машину, макбук и другие полезные подарки «в кредит». Практичная героиня понимает, что заплатить ей придется много больше. Вопрос в этой современной сказке только в том, можно ли хоть как-то романтизировать это неприличие.

Как бы так остаться при подарках, но без цепей и наручников, — вот в чем сексуальное напряжение. Анастейша действительно устраивает Кристиану небольшую «оранжевую революцию»: мало того что оказывается девственницей, а значит, вносит сумбур в его порочную музыку, так еще спорит с тираном по каждому пункту контракта, добиваясь замены «да, сэр» на «а поцеловать?». Все предыдущие партнерши Кристиана, которых было немало, подписывали документ без вопросов.

Лиза Новикова

Источник: izvestia.ru

Читать полностью
, 13 сентября 2012
0
0
13 сентября 2012