
"Если и был на свете Шерлок Холмс, то это был я", - Артур Конан Дойл.
Современники называли Конана Дойля "великим аккумулятором идей": именно ему принадлежит мысль о прокладке туннеля под Ла-Маншем, создании плавучих мин, надувных резиновых лодок для спасения корабельных экипажей... Но самая гениальная из его идей - создание серии о Шерлоке Холмсе. Прекрасное решение: подселить к доброму гению криминалистики, ведущему уединённый образ жизни в квартирке на Бейкер-стрит, бывшего военного с явным писательским даром. Теперь действия великого сыщика описываются не в виде сухого изложения фактов (которое предпочитал сам Холмс), а красочными метафорами, эпитетами и прочими художественными примами, которые так любил Уотсон.
Своё свободное время Холмс посвящает проведению химических опытов, игре на скрипке, он перелистывает записи о прошлых делах, и колет изрядные дозы кокаина... Но вот на носу очередное дело, и это уже другой человек: напористый, целеустремлённый, стойкий к неудачам, рассудительный и бесстрашный. Уотсон со своим пером едва ли успевает за ходом его мыслей. Оказывается даже, что несмотря на неактивный образ жизни и немалое количество вредных првычек Холмс в отличной физической форме. Он способен на всё. На основе фактов он строит безупречные логические цепочки и в финале своих рассуждений всегда приходит к истинным выводам. Итак, преступник выведен на чистую воду и с блеском пойман. А это значит: удовлетворение от проделанной работы, новый рассказ в "копилку" Уотсона, затем скука, сигары... И скрипка.
Эту книгу приятно держать в руках, с ней приятно ехать в метро, завернуться в тёплый плед, сидеть за столом с чашкой чая. Мир вокруг перестаёт существовать, и остаётся только Англия 19-ого века с её умытыми дождями улицами и редкими прохожими... Это пожилые дамы с зонтиками, молодые врачи с кокер-спаниэлями, истинные джентльмены, коварные преступники, несчастные юные леди и благородные рыцари. А в окне дома №221В горит свет, у окна сидит одинокая фигура с "Times" в руках, а в соседнем окне миссис Хадсон готовит обед.
- Похоже, нам предстоит очередное дельце, Уотсон. Я слышу шаги. Это господин преклонных лет, только что вернувшийся из Штатов...