Я сейчас напишу крамольную вещь – это моя первая книга Пелевина, и она мне ужасно понравилась. Я много лет старательно избегаю модных авторов, понимая, что общественное мнение так или иначе будет давить. Но здесь едва обратив внимание на обложку, уверенной рукой жму на отправить в корзину, получаю, читаю, практически не отрываясь – вуаля. В стане фанатов прибыло. Почему никто не говорил, что это и правда очень свежо, интеллектуально и смешно? Все эти эстеты, резонеры, интриганы, бонвиваны и прочие. Весь этот бестиарий, олицетворяющий нас всех, как нельзя лучше описывает действительность. 10 из 10. Иду читать остальные романы – такой пласт жизни упущен.
Отзывы на книги автора Виктор Пелевин
Пелевин мой личный сорт дофамина, ничего не могу с собой поделать, и каждый раз жду новую книгу с большим нетерпением. Предзаказ в Эксмо сделан, осталось только дождаться заявленной даты - 31 августа! Честно, пыталась найти хоть какой-то вменяемый отзыв о новом сюжете и подсмотреть, но безуспешно. Придется довольствоваться короткой аннотацией и ждать «игр разума», аллюзий, невероятного сюжета и хитросплетений, сумасшедших диалогов и беспощадных разоблачений! А пока освежу память и загляну во всезнающий интернет, что из себя представляют химеры и гаргульи? Как эта средневековая крылатая нечисть связана с тайными обществами?
Отлично, только прочел «Тайные виды на гору Фудзи», а уже подоспела следующая от неповторимого Пелевина! Немного терпения, предзаказ и в скором времени можно получить удовольствие от интересного романа. Даже не сомневаюсь, что с сюжетной линией все будет отлично, герои наполнены пороками и душевными исканиями, тайнами из прошлой или параллельной действительности... Что-что, а в этих вопросах Пелевин всегда был силен, и привлекал внимание большой армии поклонников с нестандартным мышлением. Ну и как же без длинных философских размышлений, диалогов, специфических терминов, вытянутых из пыльных учебников истории, мифологии, изрядно приправленных юмором? Уверен, все будет. Жду с нетерпением выхода книги!
Новая книга Пелевина и сразу успех. Казалось бы, причем тут химеры?
Иногда мне кажется, что Виктор Олегович и сам что-то вроде Иакинфа. Наш проводник из одного мира в другой, где все волшебно и непонятно, но по-настоящему и без дураков. Каждый раз открывая новый роман, сама с собой спорю, сколько затронутых актуальных событий найду.
Пелевин – гений. Запомните этот пост.
Его можно не понимать, можно ругать, но нельзя не читать. Начиная с 90-х он лучше всех концентрирует сами яркие приметы времени в своих произведениях. Искусство легких касаний, например, высмеивает и предостерегает любителей интернет-баталии и журналистских расследований. Он сравнивает Россию с вагоном для зэков, и в устах гения это звучит не так обидно.
За что я люблю Пелевина? Он повторяется. При всем разнообразии тем, он довольно предсказуем и схематичен. Древняя мифология, спиритуальные практики, силовики и госзаговоры, быдло и интеллектуалы, самые громкие события года. В разных пропорциях в разных книгах проявляется это все и гарантирует нам стабильное удовольствие.
Книги Пелевина читаю уже много лет – они вполне заменяют политические и экономические обзоры. Он как-то умудряется тонко высмеять все происходящее, и вместе с тем дает очень тонкую характеристику всему, что сталось с родиной и с нами (с). "искусство легких касаний” привычно затронуло все текущие тенденции от russian hackers до хипстеров, ищущих смысл жизни в экстремальном отдыхе. История про расследование Голгофского несколько затянута, но, подозреваю, это сделано намеренно – Пелевина сложно поймать на отсутствии умысла.
Объединяя под одной обложкой интеллектуальное расследование любопытствующего историка, историю одного похода и беседу в интерьере вагонзака, Пелевин с привычным весёлым цинизмом смешивает величественное и низменное, мистическое и обыденное, с беспощадностью хирургического скальпеля демонстрируя читателям срез современности.
Книга состоит из трех частей, одна из них связана с "Тайнами видами на гору Фудзи", поэтому можно брать обе книжки сразу, если не читали ;)
Больше всего понравилась первая часть, в которой трое миллениалов идут в обычный поход на Северном Кавказе, а оказываются в мифологическом пространстве, где сплетаются карфагенские жертовприношения, байки телевизионного экстрасенса из 90-х и даже боги.
В каждой части много отсылок к прошлым книгам Пелевина: к "Затворнику и Шестипалому", к "Желтой стреле", есть и немного любимых историй о медиа и социальных сетях.
Есть и конспирология: Пелевин пародирует, возможно, самого себя, возводя в абсолют истории о том, что боги нас покинули, зато люди — в покое не оставят.
Книга оформлена замечательно, шрифт крупный, бумага качественная, есть иллюстрации, а на обложке выпуклые элементы. Красиво!
Книжка отвратительная, но ужасно захватывающая и я рада, что ее прочитала. Честно говоря, даже не знаю, что страшнее и плачевнее - этот кооперативный дурдом "Три поросенка" или крюки из матки (привет Дэну Брауну). Автор ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ. ВИКТОР ПЕЛЕВИН (Это он сам себя так называет, на обложке) выступает здесь, на мой взгляд, в виде того потеющего буддолога в сильных диоптриях, из-за глубоких знаний которого и происходит вся "трагедия". Да, он много нахватал знаний о предмете, но не понял одного - без высших смыслов и чувств не надо туда лезть, а то получится... то, что получилось. Дмитрий Быков рассказывал, что великие писатели зачастую и хотят нарисовать какого-то плохого персонажа, но по мере написания меняют к нему отношение. Вообще, хороший писатель любит ВСЕХ своих героев. И я это прекрасно знаю, потому что, чтобы написать хорошо, надо перевоплотиться в каждого. А здесь автор не любит никого. Видно, что он, вроде, и очень старается проявить как-то симпатию, но тщетно. Все все-равно скатывается в... это. И мне здесь некого любить. И это грустно, есть послевкусие обманутости и разочарования.
И еще. Конечно, меня прямо захватили все эти метаморфозы, происходящие с главными героями, и я очень была признательна, что он не бросил таки Таню в лесу, как использованную ветошь, несмотря на всю ее глупость, я была рада встрече с ней. Но в результате всех этих метаморфоз НЕТ РАЗВИТИЯ! А герой, пройдя через испытания, должен выйти на новый уровень! Но где это? Опять разочарование.
Но меня так приятно порадовал долгий зимний вечер за бумажной книжкой... И ведь, справедливости ради надо сказать, что, если она вызвала бурю чувств и эмоций, это ведь уже хорошая книга, правда (особенно если вспомнить терзания любопытных олигархов)?
Позднего Пелевина традиционно принято ругать. Мол, Виктор Олегович уже не тот, аллюзии стали какими-то слишком прямыми, а метафизика слишком не метафизична. Лично проверить сей тезис не доводилось, да и не было особой нужды. Можно же комфортно дрейфовать внутри периода творчества от «Омона Ра» до «Generation П», иногда выплывая на наиболее популярные острова вроде «Empire V» или «S.N.U.F.F.» (последний оказался пресной, скучной и неинтересной тягомотиной). Понятия не имею какой вампир меня укусил, но первым романом Пелевина 2010х годов в моей личной библиотеке стал «Тайные виды на гору Фудзи», вышедший примерно месяц назад. И нет, это не рецензия, а скорее эссе, где приводятся два главных довода, почему вам ни в коем случае не нужно прикасаться к этой книге.
Серые герои. В «Чапаеве» был, как ни странно, потрясающий наставник и учитель в лице Василия Чапаева и его, местами наивный, ученик Петька. В «Generation П» главным героем выступал Вавилен Татарский, который под давлением эпохи превращался из интеллигентного юноши в акулу маркетинга. А в «Ампире» был Рама, который на протяжении всей истории пытался познать мир древних вампиров. Что имеем теперь? Вот есть олигарх Федя, а вот его школьная любовь Таня. Он раньше был ботаником и задротом, она – первой (шлюхой) красавицей в классе. И все. Больше никакой действительно интересной информации дано не будет. Вместо ярких, местами карикатурных, но запоминающихся образов, нам с вами подсовывают самого обычного миллионера и самую обычную женщину. За их судьбой попросту скучно наблюдать. Да и история, по своей сути, крайне непродолжительна. Весь основной объем романа – это буддийская метафизика, которую коротко можно сформировать следующей цитатой: «Бедные плачут, богатые тоже плачут». Несомненно, раньше герои тоже были точно такими же, как мы с вами, но они попадали в действительно захватывающие ситуации, которые влияли на них, изменяя характер. И вот она следующая проблема.
Актуальность. Феминистки, стартаперы, биткоины, дроны, трансгендеры – все это действительно снимок настоящего момента. Проблема в том, что пройдет буквально пять лет и роман будет выглядеть максимально архаично. Почему? Банально, технический прогресс. И если некоторые темы действительно грамотно высмеиваются, то есть те, которые добавлены просто для красного словца. Вот герои невзначай бросают слово «биткоин» аккурат между совокуплениями с жрицами любви и употреблением кокаина. А вот жалуются на то, что видео, где они забавляются с шимейл представительницами, попадет в сеть. Такие приемы воспринимаются как дешевый способ напомнить, что это очень свежий и актуальный роман, поднимающий темы сегодняшнего дня. И от этого становится просто противно.
А тема феминизма? Которая является краеугольным камнем в истории Тани. Ответьте на вопрос сами себе: «Действительно ли это настолько острая проблема в современной России?» Либо я чего-то не понимаю, либо наши «радикальные феминистки» только и делают, что пишут сообщения в твиттере и выливают хлорку на штаны в метро, выкладывая это все на ютуб (да и то, в достоверности последнего есть очень много сомнений). Конечно, история героини нарочно гипертрофирована до безобразия, дабы казаться максимально комичной. И она работает. Но в этом нет русской души. Вспомните любой из приведенных в первом абзаце романов, и вы поймете, о чем идет речь.
Пелевина любят за то, что через свои истории, он виртуозно высмеивает пороки нашего государства, отражая тот или иной промежуток времени. Его ранние романы до сих пор не утратили актуальность, а после их прочтения у вас будет стойкое желание рефлексировать ближайшие пару дней. «Фудзи» лишена всего этого. Переворачивая последнюю страницу в голове всплывает лишь один вопрос: «Почему?» Почему Виктор Олегович не окунул тебя с головой в свой океан метафизики, иронии и сатиры, а просто осторожно пшикнул из пульверизатора, заправленного свежей, но лишь в данную секунду, информацией?
Ленивый лишь не пишет о новом романе Пелевина, поддался и я этому марафону тщеславия, устроенному автору издательством «Эксмо». Впрочем, устроенному заслуженно.
Я читал у Пелевина Числа, Чапаева, iPhuck 10, сборник рассказов и этого оказалось достаточно, чтобы полюбить его за лёгкое повествование при неизменных отсылках к буддизму, каббале, теориях заговора и ироничному издевательству над современными трендами. Все это он делал через ярчайшие метафоры, жёсткие аллегории и органичный художественный мат. В общем, так у меня появился любимый писатель-современник.
Подача невероятно сложных и тонких эзотерических материй сквозь призму современной российской реальности в текстах Пелевина рождала тот контраст, за который его книги и любят во всем мире. Оседлав эту лошадь в Чапаеве автор закономерно не слазит с нее уже несколько десятилетий. Добавьте к этому не всегда изящный, но точный символизм, собственные филосовские изыскания и фирменный юмор, и вы получите того самого Пелевина, с которого всё и начиналось.
Заключив контракт с «Эксмо» Виктор Олегович обеспечил себе уверенность в завтрашнем дне и вновь поднял в умах читателей опасение за качество романов. Снобы даже не читают последние работы, ссылаясь на то, что творчество кончилось и началось нехитрое ремесло. Но я бы не сказал, что тут все так однозначно.
У книги две линии: для мальчиков и для девочек. Одна про деньги и блаженство в неведении, а вторая наоборот — про просветление радикальным феменизмом. Хотя смешными покажутся обе линии всем гендерам при достаточной степени самоиронии, без которой Пелевина лучше вообще не открывать. Ведь без нее может показаться, что золотой телец куда лучше просветления, а радикальный феменизм — панацея от всех бед, учиняемых хуемразями и банками. Впрочем, может, так оно и есть.
Сексистские выпады Виктора Олеговича достигают апогея в Фудзи. Уборщицы-филлипинки, которые #metooт, кровососущая игуана в центре Земли, четырехяйцевые трансгендеры и пиздокрюки как синоним трансерфинга — если честно, в какой-то момент к абсурду, густо замешанном на интернет-фольклоре вырабатывается иммунитет и история перестает бить в самое сердце, но оторваться все равно сложно.
На пути автора встречается множество соблазнов, ведь мы необратимо меняемся с каждым годом. Меняется восприятие, парадигмы, точки зрения и вот мы уже не узнаем своих текстов спустя пару лет. А теперь представьте, каково популярному писателю, который задал планку и вынужден держать ее десятилетиями в угоду своим читателям. Пелевин сегодня это прежде всего блестящий бизнесмен, своими книгами охватывающий максимально трендовые истории повестки года, максимум целевой аудитории и отлично сохранивший идеи, воплощённые им ещё в Чапаеве. И при этом удачно бодающийся со своим главным соратником Сорокиным, сохраняя интригу финальной схватки на потом. Именно техника и мастерство позволяет автору не скатиться, когда озарения уже не случаются по велению гормональных всплесков. И Виктору Олеговичу тут стоит отвесить поклон в пояс, совершенно заслуженный.
С высоты своего незначительного опыта я рекомендую к прочтению книгу именно сейчас — лучшего момента для нее уже не будет. Ведь пока игры слов, забавные параллели и злая сатира на сегодняшний день не потеряла актуальности, лучше всего довериться Пелевину и позволить ему окунуть себя в мир безумного абсурда, который так похож на сегодняшний день. И хоть постмодернизм за последнее время слегка приелся, пока просто нет достойной замены, а потому изберём Виктора Олеговича ещё на один срок. Нам не привыкать.
«Тайные виды на гору Фудзи» читать определённо стоит хотя бы по той причине, что этот роман начинает цеплять с самого начала. Причём интерес вызван не самим сюжетом, а скорее мастерством автора в построении каждой фразы и передаваемой атмосферой. Автор с первых строк умудряется затронуть основную боль большинства начинающих предпринимателей на российском рынке: кризис свежих идей и дутые стартапы, которые создаются лишь для того, чтобы срубить больше бабла. Этим Пелевин продолжает темы, поднятые в своих ранних произведениях. В то же время в Фудзи оно лишено цинизма (который всегда оставался первым признаком надежды на перемены) и как будто бы уже принимается автором как неизменная данность существования этой реальности.
Если говорить об идеях, которые хотел выразить писатель, то однозначного мнения не будет, ведь у Пелевина хватает ума всегда оставаться максимально чистым зеркалом для чужих проекций. Текст составлен таким образом, что каждый между строк увидит именно ту проблему, которая по каким-то причинам волнует именно его. При этом все социальные явления, происходящие в нашем обществе, описаны языком уникальных метафор.
Похоже, что текст — попытка описать тот парадокс развития нашего общества, который заключается в том, что товаро-денежные отношения, укоренившиеся в нём и послужившие толчком к развитию всего человечества, в то же время служат и его ограничителем. Автор проводит впечатляющую аналогию между духовными практиками, которые, вырванные из контекста освобождения разума от привязанностей, становятся лишь извращённым способом получения удовольствия посредством запуска дофаминовых реакций. А феминизм, выранный из контекста освобождения женщин от отоваривания, превращается в новый мощнейший инструмент высасывания бабла у мужчин.
Качественно в обществе ничего не меняется. И блюдо, которое преподносится человечеству в ресторане самых изысканных и продвинутых наслаждений, как в одной из старых русских пословиц, подаётся вчерашнее, просто под новым ракурсом. При этом можно было бы сказать, что Пелевин, проводя аналогию между коммерческим успехом духовности и феминизма, будущее видит именно за последним, но это не так, потому что Пелевин уже не раз признавался, что, как правило, смотрит в прошлое.
Тем не менее, хочется поблагодарить автора за возможность взглянуть на мир с вершины прекрасной горы Фудзи, тем более, что большинству читателей эта вершина доступна лишь в виде бутылки дешманского вина с одноимённым названием. Впрочем, возможно, автор догадывается и об этом, ведь первым заслуживающим внимания персонажем становится Дионис. Можно порадоваться тому факту, что разница между этими двумя вершинами заключается только в сложности предварительной стратегии получения удовольствия и количестве отваливаемого на него бабла.
Ползи улитка по склону Фудзи
Ползи, улитка, по склону Фудзи вверх до самых высот…
Есть три автора, чьи новые произведения я жду с нетерпением и сразу покупаю в бумажном варианте; это один из них. И вот мы втроем (Пелевина нельзя читать без БГ и Коэна (who by fire, Сай Рам?)) , восходим через тернии к звездам через джаны к фудзи.
Книга оказалась намного спокойнее, чем предыдущий iPhuck 10, даром что про буддизм. «Я буддолог, а не буддист!» С чего начинается Родина роман? Три друга, нестесненные в средствах, ищут, как и мы все, новых удовольствий, хороших и разных; и на всякий спрос тут же находится предложение. «– Так что ты хочешь мне продать? Если коротко? – Счастье...– Там его вообще много? А то давая я оптом возьму?» Каждый в своем уединении, с подачи стартапера Дамиана и буддийских монахов, начинает постигать новый кайф. «Я понял наконец, кем на самом деле был Будда. Он был дилером. Да-да, самым настоящим дилером – и за ним повсюду ходила ватага изощреннейших и опытнейших торчков, которых он подсадил на самый изысканный и тонкий кайф в мире. Никто из этих людей не работал: они жили в теплом климате, собирали бесплатную еду, поглощали ее до полудня – чтобы оставить себе больше времени на медитацию – и ежедневно погружались в этот резервуар счастья…»
Вторая сюжетная линия связана со становлением новой игуаны Тани. Все как у Бродского: «Старение! Возраст успеха. Знания правды. Изнанки ее. Изгнания. Боли. Ни против нее, ни за нее я ничего не имею. Коли ж переборщат – возоплю». В начале очаровательная юность,оплачиваемая молодость, а затем увядание патриархально-притягательного образа, а вместе с этим куча комплексов и полная неудовлетворенность собственной жизнью. После запланированной встречи «на картошке» со старым одноклассником Федей(одним из тех троих, кто приобщался к новому кайфу) жизнь резко изменилась. Падать было уже некуда, а вот подниматься (не ниже, чем Фудзи)! «Ты не в лесу заблудилась, а в жизни. – Лес – это видимость».
Но не все так просто ни в кайфе, не в женском перерождении. И то, и то можно обломать. Возвышенного состояние в джанах, как в сказке о рыбаке и рыбке, начинает не хватать. Товарищи, по пропускам монахов, в медитации начинают заходить на закрытую территорию. Тогда вся высокодуховность быстро сворачивается, и начинается новая волна страданий. «В ней не будет ничего иного. Никакого величия духа, никаких равнин счастья, никаких бездн отчаяния, о которых талдычит классика. А только вот это же самое перетекание обломков одной распадающейся секунды в другую». Для того чтобы закрыть третий глаз и срочно затормозить духовный рост, 2,5 олигарха начинают нарушать 10 заповедей и приближаются к пяти неискупимым грехам.
Таня в этом время активирует свой «pussyhook» и держит равнение на вечность, и заодно цепляет заблудившегося Федю. И, когда удила уже закушены...
«ЗГЫЫН!»
На полке с любимыми
Крайне трудно оставить отзыв на любимую книгу.
Но попробую. Короткая повесть до простоты глубокая. Но к ней стоит отнестись очень внимательно. Чаще мы замечаем только то, что нам ранее было знакомо. Так вот здесь вам будет знакомо всё и ничего. Потому что жизнь главного героя похожа на вашу, кем бы вы ни были.
Если увидите на прилавке "Жёлтую стрелу" не задумываясь запрыгивайте в поезд и вы проследуете в хорошей компании до станции - жизнь. Потом закройте книгу и спросите себя: А не пассажир ли я? И куда делись последние пять лет?
Всё в повести прекрасно, я беру её с собой, когда приходится ездить на поезде. Возможно, это глупо, но именно там я лучше погружаюсь в миры Пелевина.
Хочется отдельно отметить его слог:
"Горячий солнечный свет падал на скатерть, покрытую липкими пятнами и крошками, и Андрей вдруг подумал, что для миллионов лучей это настоящая трагедия — начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо — и все только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа. А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна желтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды — то есть, как и человек, имели в своем распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты."
Вы дочитали отзыв до конца? Значит и на книгу у вас найдётся время. Советую!
Вообще-то я хотела про гору Фудзи написать, но там комменты закрыты, а впрочем это про каждую книгу Пелевина актуально))))Ну что тут скажешь - можно только аплодировать стоя, Пелевину удалось взорвать в наших мозгах очередную бомбу с фейерверком!))) Как и всегда это настоящее пиршество духа, треть книги тут же разлетится на крылатые цитаты; особенно лестно для нас, женщин, что Виктор Олегович выкроил минутку и задумался о нелёгкой участи женщины в условиях беспросветного и беспощадного капитализма)) Вообще же, мне кажется, что Пелевин единственый в современном мире писатель, который как бы дал себе какую-то гайдаровско-тимуровскую клятву жизнь положить на то, чтобы продолжая традиции Прометея и Данко высоко нести над головою волшебную суфийскую лампу Алладина-Гурджиева, освещая наш внешний и внутренний мрак!))))
Я удивляюсь, откуда Виктор Пелевин сюжеты берет? В хорошем смысле. Ну, не может же один человек быть таким плодовитым писателем? Или может? Пока я размышлял о покупке новой книги, появилась рецензия от Галины Юзефович и я окончательно понял, что книга стоящая. Потому что поместить такое количество противоречивых персонажей, сюжетных линий и философско-религиозных и гендерных размышлений в одну книгу, нереально. Последний роман «iPhuck 10» я прочел, скорее, «проглотил» за два дня. Получилось глубоко, мозаика из расследований, гипотез и концепций сделала текст многозначительным и увлекательным. Уверен, что и новая книга будет интересной!
Судя по сюжету — эта книга способна взорвать мозг! Она только вышла, а уже такой сумасшедший ажиотаж на всех сайтах. Книгу Виктора Пелевина ждала, знала, что будет невероятно мощно и со знанием дела, но в этот раз он вновь меня «убил» наповал. Что обещает нам автор? Препарирование темы религиозности и буддизма, синкретические размышления на тему, как современному человеку не потеряться в тонкостях восточных практик и много, очень много о феминизме и страхе женского главенства над мужчиной. Пелевин был бы не гуру остросюжетной драмы, если бы не «засунул» сюда гротескных современников: прожигателя жизни миллионера Федора, даму сердца Татьяну, некогда безумно сексапильную, а теперь последовательницу тайного культа вагины и сторонницу радикального феминизма, и, змея-искусителя в лице стартапера Дамиана, продающего счастье и иллюзию экзальтированного блаженства. Как это все поместилось в книге? Мне сложно даже представить. Однозначно покупать и читать!
Купил только вот, был формат аудиокниги, но первое знакомство хочется на бумаге провести). Вообще легендарные книги его авторства меня не очень зацепили... Но от истории про роботов и детективы поневоле ждешь пары приятных вечеров. Можно сказать, что эта осень началась с подарка). Пока я на 80ой стр, спойлеров писать не стану, но книга точно интересная и сюжет, такой не однозначный, даже как -то примеряешь вопросы встающие перед героями на себя, в общем есть над чем подумать и уж точно купить ее стоит!
Книга сенсация от В.О.
Книга сенсация! Ни слова матом!))
Пока это главное впечатление от нового произведения.
Нужно дождаться доступа к Книге 2 чтобы оценить замысел окончательно.
По содержанию - всё на уровне: фантазия и стиль автора гарантируют интересное времяпрепровождение.