
Это не Дюма, это лучше, чем Дюма!
Часто бывает так, что автор начинает серию романов, связанных общим главным героем, что называется, за здравие, а затем постепенно съезжает на «за упокой». (Сериал Абдуллаева про Дронго – яркий пример, сериал Леонова про Гурова – из той же серии.) У Переса-Реверте качество романов про Алатристе и Бальбоа – на удивление ровномерно-высокое. Он как поставил в начале высокую планку, так по ней и прыгал. Начало выбрано очень искусно: автор даёт понять, что соревнуется с самим Дюма. Ведь «Три мушкетера» начинаются с истории о герцоге Бэкингеме, и в этом романе он тоже присутствует (правда, в роли более второстепенного персонажа). Самое главное, Перес-Реверте претендует на более высокий градус достоверности в истории о «мушкетерской» эпохе. Французский д`Артаньян, конечно, имеет исторического прототипа, в отличие от испанского Алатристе, но всё же испанский «мушкетер» более историчен, хотя и не менее романтичен.