17 июля, 2018

Кино по классике: экранизации произведений Джона Фаулза

Кино по классике: экранизации произведений Джона Фаулза

Книги британского писателя-постмодерниста Джона Фаулза, несмотря на неоднозначные мнения критиков, по-прежнему находят своих читателей по всему миру. Экранизировать его многослойные работы — задача сложная, но от этого еще более притягательная. Смельчаков, способных взяться за это дело, не так много — и все они в нашей подборке.

Башня из черного дерева

Год: 1984
Режиссер: Роберт Найтс

Повесть о противостоянии рассудительности, что держится на условностях, и старых добрых страстей вышла на экраны спустя 10 лет после появления своей бумажной версии.

Художник-абстракционист Дэвид Уильямс (Роджер Рис) отправляется собирать материалы для книги об эпатажном и презирающем современное искусство Генри Бресли (Лоуренс Оливье). В стенах поместья Котминэ он встречает двух красивых и талантливых художниц — любовниц старого «дракона». А в Париже его ждет молодая жена. Выбор между влюбленностью и долгом становится для Дэвида настоящим испытанием, способным навсегда изменить его жизнь и творчество.

Хотя сценарий Джона Мортимера довольно близок к тексту оригинала, а актеры неплохо справляются со своими образами, картина, номинированная на премию «BAFTA» за саундтрек и режиссуру, не взяла ни одной награды. А все внимание зрителей, кажется, было приковано к обнаженным девушкам: вызывающей поп-звезде Тойе Уиллкокс (в роли Уродки-Энн) и загадочной Грете Скакки (Мышь-Диана).

Женщина французского лейтенанта

Год: 1981
Режиссер: Карел Рейш

Самому коммерчески успешному роману писателя повезло и с экранизацией. Мелодрама с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях получила множество лестных отзывов и сразу несколько престижных наград, но стоила и больших трудов. После многочисленных неудачных попыток написания сценария по произведению британского постмодерниста, Фаулзу далеко не с первого раза удалось уговорить Карела Рейша взяться за эту авантюру.

Идея режиссера распределить две из трех авторских концовок истории между двумя сюжетными линиями оказалась, как ни странно, выигрышной. В итоге, после кропотливой работы сценариста-виртуоза Гарольда Пинтера, Айронсу и Стрип пришлось сыграть по два персонажа: в викторианской Англии они представляют палеонтолога Чарльза Смитсона и женщину с сомнительным прошлым Сару Вудрафф, а в современной Америке — они всего лишь актеры, исполняющие эти роли. Самое интересное, конечно же, начинается тогда, когда реальность и вымысел вдруг переплетаются и смешиваются.

Маг

Год: 1968
Режиссер: Гай Грин

В свое время «Волхв» (в других переводах «Маг») вошел в сотню самых читаемых книг Великобритании. Роман, написанный Фаулзом еще до знаменитого «Коллекционера», был опубликован вторым и так или иначе упоминается или цитируется во всех последующих.

Фильм Гая Грина, вышедший всего через три года после публикации книги, уникален тем, что это первый и последний опыт привередливого писателя в качестве сценариста. Вот только опыт этот оказался неудачным: экранизация не понравилась ни Майклу Кейну, сыгравшему главную роль, ни самому Фаулзу.

Опасное приключение, в которое попал учитель Николас Эрфе на вымышленном греческом острове Фраксос, пришлось слегка подсократить, исчезли также и некоторые второстепенные персонажи. Энтони Куинн, уже имея в своей копилке два «Оскара», мастерски отыграл все маски «мага» Мориса Кончиса, но картину это, к сожалению, не спасло.

Коллекционер

Год: 1965
Режиссер: Уильям Уайлер

Поклонники творчества Джона Фаулза знают, что популярность автору принес еще его дебютный роман. Но мало кому известно, что знаменитой экранизацией писатель остался недоволен, что и подвигло его на собственноручное создание сценария к «Магу».

Триллер Уильяма Уайлера хоть и смог заполучить целых три номинации на «Оскар» и две серебряные Каннские ветви за лучшую мужскую и женскую роли, всё же неизбежно упрощал задумку Фаулза. Находка с описанием преступления с точек зрения маньяка и жертвы оказалась слишком сложной для реализации на экране, Фредерик в исполнении Теренса Стэмпа выглядит слишком симпатичным для «Калибана», а Миранда обворожительной Саманты Эггар уже не кажется такой невинной, как ее книжная сестра. В то же время все параллели с шекспировской «Бурей» бережно сохранены сценаристами, благодаря чему атмосфера, царящая в доме Клегга и в «тюрьме» Миранды, передана во всех деталях: интерьер проработан до мелочей, а музыка Мориса Жарра (композитор «Привидения» с Патриком Суэйзи) порождает эмоции, сквозящие во взглядах главных героев, еще более объемными и пронзительными.

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 37770  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 37770  книг

Читайте также

15 цитат из книг Джона Фаулза Мнения
15 цитат из книг Джона Фаулза
Классик британской литературы о свободе, лжи и инакомыслии
Тайники разума: 5 романов-дневников Познавательно
Тайники разума: 5 романов-дневников
Джон Фаулз, Дэниел Киз, Янн Мартел — книги этих и других авторов в нашей подборке
60 лучших британских романов XX века Познавательно
60 лучших британских романов XX века
От Киплинга до Мьевиля: список главных книг столетия
Путеводитель по романам Иэна Макьюэна Познавательно
Путеводитель по романам Иэна Макьюэна
От «Цементного сада» до «В скорлупе»
Жизненно
Почему всем так не нравятся люди, которые решили изолироваться от общества
Объясняем на примере литературных персонажей
Почему всем так не нравятся люди, которые решили изолироваться от общества
Как покорить сердце любимого человека Жизненно
Как покорить сердце любимого человека
Опыт литературных героев
Познавательно
«Зачем я выдумала это мелкое, мерзкое, напыщенное, надоедливое создание?»
5 авторов, которые ненавидели своих персонажей
«Зачем я выдумала это мелкое, мерзкое, напыщенное, надоедливое создание?»
5 литературных персонажей, которых нам нравится ненавидеть Познавательно
5 литературных персонажей, которых нам нравится ненавидеть