17 ноября, 2016

Кино по классике: как Иван Пырьев экранизировал романы Достоевского

Три знаменитые картины классика советского кино

Кино по классике: как Иван Пырьев экранизировал романы Достоевского

Иван Пырьев (1901 — 1968) — автор двух десятков фильмов, один из крупнейших советских кинорежиссеров первой половины прошлого века. Известность ему принесли легкие музыкальные комедии вроде «Богатой невесты», «Трактористов», «Свинарки и пастуха». Но на закате своей карьеры он обратился к более серьезному жанру — драме, сняв несколько лент по мотивам романов и повестей Федора Достоевского, чьи произведения после смерти Сталина вновь начали печататься.

О том, как Иван Пырьев создавал свои знаменитые работы, читайте в нашем материале.

Идиот

Год: 1958

Этот фильм стал первым в числе экранизаций произведений Достоевского, созданных Пырьевым. Лента вышла спустя пять лет после смерти Сталина и не была принята современниками. Она до сих пор считается довольно спорной. Режиссер упустил из вида многие философские подтексты романа. Он и сам признавался, что в материале Достоевского его интересовало далеко не все:

«Что я прежде всего видел в „Идиоте“? Огромную любовь Достоевского к людям, „униженным и оскорбленным“, стремление к социальной справедливости, горячее желание найти правду в жизни. И, конечно, удивительное умение писателя раскрывать глубины психологии человека <...>.

Вот это было для меня главным, а то, что мы называем теперь „достоевщиной“, те болезни тела и духа, что составляют другую сторону сложного и противоречивого творчества Достоевского, я решительно отбрасывал».

В итоге у режиссера получился яркий костюмированный фильм, больше похожий на театральную постановку. Пырьев не удержался даже от музыкального номера, включив его в драматичную сцену в гостиной Настасьи Филипповны.

Главные роли в «Идиоте» исполнили Юрий Яковлев (князь Мышкин), Юлия Борисова (Настасья Филипповна) и Раиса Максимова (Аглая).

Белые ночи

Год: 1959

Экранная иллюстрация одноименной повести. Как и «Идиот», этот фильм очень напоминает телеспектакль: кадр зачастую лишен перспективы, эмоции героев утрированы, автор не слишком внимателен к историческим деталям. Так, Виктор Шкловский ругал Пырьева за то, что тот нарядил одного из героев в плед, вошедший в моду лет через пятнадцать после действия «Белых ночей». Однако лента, как ни странно, оказалась куда ближе к творчеству Достоевского, чем можно было бы ожидать, да и негативных отзывов вызвала гораздо меньше.

«Кич, но кич гениального, одаренного человека. Пырьев очень поздно ознакомился с творчеством Достоевского, ему было около 60 лет. Но после этого писателем, грубо говоря, заболел. Мы знаем его фильм „Идиот“, не буду это кино оценивать. Но Пырьев, безусловно, один из интереснейших людей в нашем кинематографе, поэтому „Белые ночи“ посмотреть определенно стоит». Режиссер Иван Дыховичный.

Братья Карамазовы

Годы: 1968-1969

Последняя картина и в числе экранизаций Пырьева, и в жизни режиссера. Третью серию этого фильма Пырьев закончить не успел, съемки завершили исполнители главных ролей — Михаил Ульянов (Дмитрий Карамазов) и Кирилл Лавров (Иван Карамазов), старавшиеся не отступать от замысла режиссера.

Как и в случае с предыдущими картинами, многие коллеги режиссера «Братьев Карамазовых» не приняли и негативно отнеслись к тому, что автор так резко изменил свой почерк. Однако этот фильм можно считать вершиной творчества знаменитого режиссера.

«Можно по-разному относиться к фильму „Братья Карамазовы“, который снял Пырьев, но обвинить его в несамостоятельности, в отсутствии точки зрения, единого главенствующего авторского интереса, рабском копировании великого произведения невозможно», — вспоминал Кирилл Лавров.

Понравился итоговый вариант картины и исполнителю роли Алеши Карамазова — Андрею Мягкову, который назвал эту работу одной из важнейших в своей творческой биографии.

«Братья Карамазовы» стали лучшим фильмом 1970 года по версии журнала «Советский экран» и были номинированы на премию «Оскар».

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо