Подбор подарка

Саша Соколов о жажде жизни и эгоизме

10 цитат из романа «Школа для дураков»
30 января, 2018

Саша Соколов считается одним из крупнейших русских писателей последних десятилетий. А ведь опубликовал он всего ничего: три небольших романа и книгу поэм (это без учета нескольких лекций и эссе). За скрытность и желание писать «в стол» он получил титул «русского Сэлинджера», а за музыкальность и ритмичность прозы его сравнивают с Джеймсом Джойсом.

В интервью, которые он редко, но все-таки дает, писатель признается, что именно ритмичность текста и сочетаемость слов для него важнее всего: «Каждый раз мне нужна новая форма, новый звук, новая музыка».

Чтобы показать красоту слога Саши Соколова мы отобрали десять цитат из первого и самого знаменитого его романа «Школа для дураков».

 

... Несущие на одежде своей снежинки, делятся обычно на два типа: хорошо одетые и плохо, но справедливость торжествует — снег делится на всех поровну.

Он замечал, что думает о ней постоянно, и радовался, что ничего не хочет от нее и, значит, действительно любит.

...У ченик такой-то, расскажите о рододендронах. Тот начинал что-то говорить, говорить, но что бы он ни рассказывал и что бы ни рассказывали о рододендронах другие люди и научные ботанические книги, никто никогда не говорил о рододендронах самого главного — вы слышите меня, Вета Аркадьевна? — самого главного: что они, рододендроны, всякую минуту растущие где-то в альпийских лугах, намного счастливее нас, ибо не знают ни любви, ни ненависти, ни тапочной системы имени Перилло, и даже не умирают. А если и умирают, то ни о чем не жалеют, им не обидно. И дереву, и траве, и собаке — им тоже. Лишь человеку, обремененному эгоистической жалостью к самому себе, умирать и обидно, и горько.

Я не знаю, почему так происходит в жизни, что никак не можешь сделать чего-то несложного, но важного.

Преврати дождь в град, день — в ночь, хлеб наш насущный дай нам днесь, гласный звук сделай шипящим, предотврати крушение поезда, машинист которого спит, повтори тринадцатый подвиг Геракла, дай закурить прохожему, объясни юность и старость, спой мне песню, как синица за водой по утру шла, обрати свое лицо на север...

Человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути — например, в вальс, в отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс, то есть исчезает частично, а уж потом исчезает полностью.

Радость моя, если умру от невзгод, сумасшествия и печали, если до срока, определенного мне судьбой, не нагляжусь на тебя, если не нарадуюсь ветхим мельницам, живущим на изумрудных полынных холмах, если не напьюсь прозрачной воды из вечных рук твоих, если не успею пройти до конца, если не расскажу всего, что хотел рассказать о тебе, о себе, если однажды умру не простясь — прости. Больше всего я хотел бы сказать — сказать перед очень долгой разлукой — о том, что ты, конечно, знаешь давно сама, или только догадываешься об этом. Мы все об этом догадываемся. Я хочу сказать, что когда-то мы уже были знакомы на этой земле, ты, наверное, помнишь. Ибо река называется. И вот мы снова пришли, вернулись, чтобы опять встретиться.

Это пятая зона, стоимость билета тридцать пять копеек, поезд идёт час двадцать, северная ветка, ветка акации или, скажем, сирени цветёт белыми цветами, пахнет креозотом, пылью тамбура, куревом, маячит вдоль полосы отчуждения, вечером на цыпочках возвращается в сад и вслушивается в движение электрических поездов...

Нас уважали и мы были на хорошем счету и считались ценными сотрудниками, ибо ни у кого в Министерстве не было таких встревоженных лиц, как у нас.

Никто не в состоянии выучить: шум дождя, аромат маттиолы, предчувствие небытия, полет шмеля, броуновское движение и многое прочее. Все это можно изучить, но выучить — никогда.


Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76061  книгу
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76061  книгу

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Владимир Сорокин: «Я стараюсь найти словесную одежду для некой идеи»

Владимир Сорокин: «Я стараюсь найти словесную одежду для некой идеи»

Владимир Сорокин о творчестве Веры Полозковой и Петра Павленского, социальных сетях и современном театре

Лев Рубинштейн: «Рифмовать разные времена и эпохи – это тоже поэтический акт»

Лев Рубинштейн: «Рифмовать разные времена и эпохи – это тоже поэтический акт»

Интервью с одним из самых известных современных поэтов

Людмила Улицкая: «Для осмысления современности надо, чтобы она стала прошлым»

Людмила Улицкая: «Для осмысления современности надо, чтобы она стала прошлым»

Интервью со знаменитой российской писательницей

Высокие блондины в черных ботинках: как описывать внешность персонажей

Высокие блондины в черных ботинках: как описывать внешность персонажей

Екатерина Звонцова — о том, что герои могу увидеть в зеркале и нужны ли им штаны

Жиза, стиль и колдовство: о чем пишет Мэй

Жиза, стиль и колдовство: о чем пишет Мэй

Рассказываем о городском фэнтези, которое заставит вас поверить в древних богов и ритуалы вуду

Паучье княжество: старинная усадьба и дети, которым некуда бежать

Паучье княжество: старинная усадьба и дети, которым некуда бежать

Рассказываем о триллере, где Миядзаки встречается с Кингом и русской классикой

Неудобное будущее: «Кадавры» Алексея Поляринова

Неудобное будущее: «Кадавры» Алексея Поляринова

Рассказываем о долгожданном релизе

Что почитать: современные готические романы

Что почитать: современные готические романы

Ретеллинг «Синей бороды», труп на болотах Нового Орлеана и викторианские гробовщики