Как работают редакторы «Эксмо»

Рассказывает Татьяна Кальницкая, ведущий менеджер проектов отдела туризма, спорта и бизнес-литературы

03 сентября, 2018

Татьяна Кальницкая пришла в издательство «Эксмо» два года назад. За это время она выпустила около 300 книг. В ее копилке такие бестселлеры, как «Лучший» Александра Кержакова , «Сегодня я проснулась другой» Анастасии Решетовой, «Мужская и женская лирика» Ах Астаховой, сборник «Живые поэты» и многое другое.

Мы поговорили с Татьяной о работе в издательстве, общении с авторами и поиске бестселлеров.

 

Как называется ваша должность и каковы ваши обязанности?

Я ведущий менеджер проектов. И это мне очень нравится, так как слово «редактор» очень серьезное и обязывающее, не думаю что оно мне подходит. В мои обязанности входит выпуск книг о спорте, туризме, жизни блогеров. Я нахожу новые проекты, в том числе и на зарубежном рынке. Наверное, меня и держат за то, что я замечаю авторов, на которых до меня никто не обращал внимания, и успешно презентую их читателю.

Получается, работая с книжным проектом, вы выступаете как менеджер и редактор одновременно?

Да, но создание книги — командная работа. Каждый занимается тем, в чем он действительно хорош, и мне кажется, именно поэтому наши продукты столь успешны на рынке. Мы одна банда, что является отдельным пунктом гордости.

Сколько человек работает с вами в команде?

Три. Один сотрудник ведет со мной «спорт», есть два сотрудника, которые ведут «туризм». А «звездные» проекты мы делим — каждый выбирает то, что ему интересно.

Опишите свой рабочий день.

У меня есть два типа дня. Первый — «день обложек», когда я открываю планы, выбираю книги, решаю, как они будут выглядеть, и иду к дизайнерам. Второй — «день текста». Приходят рукописи, я их редактирую. Обычно в конце рабочего дня у меня остается где-то полчаса, когда я отсматриваю новых авторов, пишу им, звоню.

Как вы находите новых авторов?

Если честно, мне часто везет, и все авторы, с которыми я работаю, сами обращаются ко мне. Уже давно никого не ищу, откровенно говоря.

Что касается звезд, то тут мы выбираем тех, кто нравится лично нам и кто будет интересен рынку. Например, так мы решили сделать книгу о группе «Кровосток». Нам понравилось, мы решили «почему бы и нет?».

Нам в соцсети «Эксмо» тоже часто пишут блогеры, которые хотят издать книгу. Многие считают, что чтобы попасть в издательство, нужно иметь многомиллионную аудиторию.

Главное, что нужно иметь, — это уникальные идеи. Я сейчас издаю девушку, у которой тысяча подписчиков, но ее интересно читать. Она стюардесса, которая рассказывает истории из своей жизни, и делает это очень смешно. Важна лояльность аудитории, то, насколько она любит людей, а не количество подписчиков.

Мне безразлично, сколько у авторов подписчиков, мне нужно, чтобы у них не было рамок, чтобы они могли быть другими. К сожалению, наше поколение очень клиповое и думает однотипно. Поэтому любой человек вне рамок выделяется и продается.

Авторы иногда жалуются, что у них есть оригинальные идеи, но их письма и рукописи не читают редакторы. Мы всё читаем, но, к сожалению, где-то из ста заявок около десяти идут в работу. Редакция отвечает в среднем в течение двух часов.

Можете рассказать о любимых проектах?

Живые поэты Живые поэты

«Живые поэты», номинированные на премии «Книга года» и «Поэзия года». Я приходила с идеей этого издания к главному редактору каждый день в течение месяца, говорила о том, что мы должны издать этот сборник. Каждый раз я слышала: «Поэзия не продается, сборники не продаются, это никому не нужно». Я отвечала «Хорошо» и приходила на следующий день с тем же вопросом: «Можно мы издадим этот сборник?». Дошло до того, что я поспорила на деньги, что «ЖЫ» станет бестселлером. В итоге мы сделали эту книгу за два месяца, это была колоссальная работа. Мы не спали по выходным, по ночам. За это время мы заключили 238 договоров с авторами. Как результат — продали очень много экземпляров этой книги и получили две премии.

Часто спорите на увольнение?

И не только на увольнение. Когда мы выпускали Ах Астахову и мне говорили, что поэзия не продается, я выиграла 25 тысяч рублей, потому что мы поспорили с коллегами, что каждая тысяча тиража будет равна тысяче рублей.

Бесцветный. На самом деле это история про ваше детство Тревор Ной Бесцветный. На самом деле это история про ваше детство

Мне кажется, у издателя уже давно нет рамок и правил. Нам говорили: «Поэзия не продается, сборники никому не нужны, черных на обложку не ставить». Поэзию мы продали, сборник выпустили, а сегодня сдали книгу под названием «Бесцветный» с двумя черными на обложке. Она выйдет в октябре и имеет все шансы стать бестселлером.

Какие тренды сегодня наблюдаются в направлении non-fiction?

В travel-литературе мы уходим от обычных историй про путешествия и переходим к формату квестов, комиксов и интерактивных книг. Бизнес-литература набирает обороты, в прошлом году у нас вышло на двести наименований больше, чем в 2016-м. Медицина тоже увеличивается невероятными темпами. Это два направления, которые становятся все популярнее и популярнее, и я не думаю, что они могут потерять в ближайшие годы.

Что самое сложное в работе ведущего менеджера проектов крупнейшего издательства?

Самое сложное — это общение с людьми. К тебе может прийти довольно известный человек, договориться о сумме гонорара, подписать договор, а через какое-то время он приходит в плохом настроении и говорит «нет». И ты ничего не можешь с этим поделать.

В целом, вы легко общаетесь со знаменитостями?

Много блогеров и селебрити, с которыми я свободно переписываюсь и дружу. Но это сейчас, потому что у меня много проектов, и я им нужна так же, как и они мне. А раньше было очень страшно, казалось, позвонишь — а тебя тут же пошлют. Поэтому, на мой взгляд, это очень важное качество для редактора — перебороть себя, преодолеть свои внутренние барьеры и не бояться. Самое простое правило жизни — идти к своей цели несмотря ни на что.

Какими еще качествами должен обладать успешный редактор и менеджер проектов в издательстве?

Как я уже говорила, это человек, который ничего не боится. Это человек-«неваляшка». Неважно, сколько раз тебя послали, ты должен встать и идти. Это человек с невероятным трудолюбием, потому что мы ночуем на работе перед подарочным сезоном. И самое главное — это человек, который из идеи умеет создавать книгу. Если я вижу автора, зачастую вижу и готовый продукт. Пожалуй, самое важное — развить в себе умение видеть конечный результат.

Можете вспомнить самый забавный случай за два года работы в «Эксмо»?

У меня была идея сделать книгу с Шуфутинским. Я приехала домой к нему. Он выходит, я здороваюсь и слышу в ответ: «Татьяна, а у вас неплохое чувство юмора, ведь сегодня третье сентября». И поет. Это был такой провал. Когда перед тобой стоит Шуфутинский, а рядом еще его портрет двухметровый, и он тебе поет: «Сегодня третье сентября» — это что-то. Но я потом посмотрела на телефон, оказалось, что тогда было пятое число, я еще подумала, что неплохо он меня разыграл.

Можете напоследок рассказать, какие интересные проекты ожидаются до конца года?

Да, конечно. Выходит книга Радмилы Хаковой «147 свиданий». Книга Владимира Яковлева «Уход за мозгом» — это будет первая его книга не в формате table-book. Выйдет «Трансформатор 2», автобиография известных фигуристов Татьяны Волосожар и Максима Транькова. Книга Мигеля «PROТанцы», новый сборник Ах Астаховой, а также вторые «Живые поэты». И это только планы на осень.


Беседовала Алина Ежова

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 4871  книгу
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 4869  книг
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам