06 декабря, 2011

Бизнесмены раздали советы начинающим

В рамках Non/Fiction-2011 прошел круглый стол «Бизнес: законы выживания из первых рук»
t.jpg

Круглый стол на тему «Бизнес: законы выживания из первых рук», приуроченный к выходу книги «93 и 6 историй успеха в бизнесе», прошел в рамках Non/Fiction-2011 4 декабря. Проект «93 и 6 историй успеха в бизнесе» был осуществлен издательством «Эксмо» совместно с радиостанцией «КоммерсантЪ ФМ».

Авторы этой книги, ведущие радиостанции «Коммерсантъ FM» Михаил Хомич и Юрий Митин, также выполнявшие роль модераторов круглого стола, не только собрали вместе 99 примеров создания успешного бизнеса отечественными и зарубежными предпринимателями, но и определили ключевой фактор успеха в каждом случае (новая бизнес-идея, удачная бизнес-модель, выверенная стратегия, точный маркетинговый ход и т.д.).

Поговорить с авторами книги о решающих факторах успеха при запуске собственного бизнеса, перспективных направлениях предпринимательской деятельности и качествах, необходимых человеку, чтобы открыть свое дело, пришли руководители собственных компаний: Борис Остробород (Sela), Юрий Вировец (HeadHunter), Сергей Филиппов (Smile-Smile.ru), Михаил Смолянов («Мегаплан») и Денис Каминский (Future Today).

«Начинать бизнес надо с команды», — убежден Михаил Смолянов. «Без людей, готовых идти с тобой до конца, никакая идея не сработает». До того, как начать свой бизнес, Михаил работал управляющим директором крупной компании, но все равно предпочел собственное дело стабильному окладу и личному водителю.

Борис Остробород, по собственным словам, проработал на государство всего год после окончания института. Директор компании Sela убежден, что у людей, обладающих «геном предпринимательства», задатки бизнесмена проявляются ещё в школе. «Команда — абсолютно необходимый фактор, но не менее важный фактор — личностные качества. Если вы не чувствуете, что вы лидер, то крупный бизнес вы создать не сможете. Если вы ждете идею, чтобы открыть свое дело, но до сих пор у вас идей не было, значит, вам не стоит идти в бизнес», — считает Остробород.

Три необходимых условия для того чтобы бизнес был успешным, по мнению Остроборода, выглядят так: 1) понимать, что это ваше; 2) уметь «ловить» поворотные ситуации в судьбе; 3) знать, чего делать не надо. «Если вы что-то не успели сделать сегодня, это можно сделать завтра, но если вы что-то сделали не так, на исправление ошибки может уйти гораздо больше времени», — уверен бизнесмен.

Иной точки зрения на задатки предпринимателя придерживается основатель кадрового агентства Futuere Today Денис Каминский: «Предпринимательство — это не ген, а шило. У некоторых оно встроено с рождения, остальные могут его заработать. Для того чтобы стать предпринимателем, нужно быть готовым сделать себе больно, сознательно уйдя из спокойного мира компании-нанимателя в холодную воду предпринимательства».

Допустим, вы все для себя решили и точно уверились в том, что должны открыть свое дело. В какой области следует искать? Следует ли всё-таки ждать «той самой» идеи? Следует, поскольку идея может быть замечательной, но не вашей, — считают бизнесмены. Что касается выбора направления, то тут собравшиеся также оказались едины во мнении, которое озвучил Юрий Вировец: «В России много чего нет. Так что к черту все, берись и делай, как сказал Ричард Бренсон. Книга „93 и 6 историй...“ хороша тем, что позволяет это увидеть. Если внимательно посмотреть кругом и сделать шаг».

Разумеется, никто и ничто не сможет гарантировать начинающему бизнесмену успех дела. По словам участников круглого стола, 99% бизнесов разоряются. Но пока вы не попробуете сами, не узнаете, насколько ваша идея успешна.

Один из главных практических советов начинающим, прозвучавших в процессе обсуждения, касался поиска инвестиций. «Деньги — не самоцель. Это проблема, которая решается так же, как поиск помещения под офис или сотрудников. Если деньги действительно нужны, они находятся. Тем более, что инвестиционных денег сейчас даже больше, чем хороших проектов. Не стоит годами ходить за инвесторами в ожидании суммы, которую за эти годы можно заработать или занять», — отметил Михаил Смолянов. «Все, чему придается избыточное значение, всегда уходит», — напомнил о законах кармы Борис Остробород. «И уж точно не надо брать деньги у банкиров. Они все жулики и воры, это проверено на личном опыте», — добавил Юрий Вировец.

На вопрос о том, чего же не хватает россиянам для того, чтобы заниматься своим бизнесом так же свободно, как это делают, например, американцы, тоже нашелся однозначный ответ: не хватает базового образования, знаний основ — правового поля, проектного менеджмента, экономики. Все это нужно изучать, чтобы избежать хрестоматийных ошибок и провала проекта. В целом экономическую и правовую ситуацию в стране бизнесмены назвали удачной для ведения бизнеса.

«Объективно налоги в России невысокие. В США гораздо сложнее и запутаннее, не говоря уже о Европе. В России актуальна проблема недоверия, как государству, так и друг другу, её и нужно решать», — отметил Юрий Вировец.

«Неважно, что ты делаешь, важно как. Но будьте готовы к тому, что первые 5 лет вы будете кормить свой бизнес, и уже потом — он вас», — напутствовал собравшихся Борис Остробород в завершении круглого стола.

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо