24 января, 2012

2011 год приучил читателей к распродажам книг

Журнал «Книжная индустрия» продолжает публиковать аналитические данные, позволяющие составить представление о состоянии книжного рынка в прошлом году.
2011 год приучил читателей к распродажам книг
О том, что распродажи в 2011 году определяли картину книжной розницы, аналитики упоминали еще осенью этого года, затем — в декабре, оценивая объем рынка. Выяснились и подробности. По оценке журнала «Книжная индустрия», повсеместная практика распродаж неликвидных остатков и дисконтных акций со значительными скидками (до 50-70%) поспособствовала тому, что приостановилось падение объема продаж в натуральном выражении (-2% по итогам года). Падение оборота в рублях, тем не менее, закрыто не было и, с учетом того, что изменились мотивационные схемы потребительского поведения, спад будет продолжаться (согласно прогнозу, −4,8% в денежном выражении в 2012 году и −5% — в натуральном).

Распродажи стали вынужденным откликом на действия издателей: в течение года продолжали расти цены на книги (две трети представителей издательского рынка повысили их в диапазоне от 5 до 15%, одна треть — на 15-25%). При этом «сегодня цена вплотную приблизилась к уровню развитых стран и дальше повышать ее уже некуда, особенно принимая в расчет покупательскую способность населения». Рост цен и снижение продаж в силу сокращения покупательского спроса привели к тому, что книжная розница стала проводить широкомасштабные распродажи и снижать наценку на книги: в среднем со 100% до 80% в последние годы. По мнению Бориса Куприянова, не более пяти магазинов в России торгуют книгами с наценкой в пределах 50%: «Гилея», «Фаланстер» — в Москве, «Пиотровский» — в Перми, «Впереплёте» — в Пензе.

Еще одна важная деталь: «повсеместная практика распродаж, являющаяся одним из главных трендов уходящего 2011 года показала, что как только скидки на книги достигают 30-50%, покупатель с удовольствием начинает их приобретать, причем не только новинки, но и широкий книжный ассортимент». На взгляд книготорговцев, снижение трафика и низкая покупательская активность в течение года были связаны: со снижением интереса к чтению, изменением статуса книги в обществе (100% голосов), с ростом цен на книги на фоне снижения уровня материального достатка населения (60% голосов), с отсутствием интересных (громких) книжных проектов в 2011 (38% голосов). Последние два фактора в очередной раз напоминают о внутриотраслевых проблемах, которые так и не были решены.

Источник: pro-books.ru

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо