25 января, 2012

Бум детской литературы

За последние годы в издательском бизнесе произошли серьёзные изменения, которые существенно повлияли на качество и количество литературы для детей.
Бум детской литературы
В издательском бизнесе детская литература традиционно занимает важную, но не первостепенную роль. Однако в последнее время многие издательства пересмотрели свои приоритеты, и начали выдвигать на первый план новую качественную детскую литературу. Опираясь на исследование В. Леонтьева, автора компьютерных энциклопедий, выходящих в издательстве «ОЛМА-Пресс», можно сделать выводы о тенденциях и причинах так называемого «бума детской литературы».

Политика гигантов издательского бизнеса, среди которых «ЭКСМО», «ОЛМА», «Медиа Групп», «АСТ» и другие, долгое время определялась «мегабестселлерами», то есть книгами, тираж которых превышает 30 000 экземпляров. Доля бестселлеров составляла минимум 50% от всех продаж издательства, за ними следовал стандартный ассортимент (по западной терминологии «мейнстрим»), составляющий около 30-40%, остальной сегмент представлен низкотиражной узкоспециализированной литературой. Книги для юных читателей причисляли ко второстепенному ассортименту, к которому издательства относились довольно пренебрежительно: не выделялись достаточные средства на раскрутку новых авторов и качественное оформление изданий. Иногда, как вариант, некоторые издательства, среди которых «АСТ», выпускали серии адаптированной классики: представленные книги намного короче оригиналов, написаны более простым языком и снабжены иллюстрациями.

Однако статистика показывает, что ориентация на бестселлеры перестала приносить ожидаемые доходы.

«Происходит снижение средних тиражей и, как следствие, заметное снижение доли брендов в общем объеме выпуска. Первый фактор заметен даже неспециалисту: сегодня бестселлером считается и книга со скромным по недавним меркам 20-тысячным тиражом», — комментирует ситуацию В. Леонтьев.

Это объясняется серьёзным изменением читательской аудитории: из-за потери интереса к печатным изданиям молодых людей и подростков, средний возраст читающих людей отодвигается к 30-ти годам. Но сокращение количества покупателей печатной продукции отразилось на их качестве: читатели стали относиться к выбору литературы намного серьёзнее и избирательней, а огромный ассортимент литературы позволяет ориентироваться на собственный вкус и менее учитывать рекламные компании, призывающие в обязательном порядке прочитать очередной «хит».

Выход из, казалось бы, тупиковой ситуации оказался найден в «нишевых бестселлерах», то есть качественным книгам в определённых сферах, к которым относится и детская литература.

На изменение потребностей рынка, одним из первых, отреагировало издательство «РОСМЭН».

«Детская литература — выгодный бизнес. И все издатели это отлично поняли. За последний год количество претендентов на детскую полку в магазине серьезно увеличилось. Пришли издательства, которые раньше не проявляли никакого интереса к детской литературе», — прокомментировал ситуацию Б. Кузнецов, генеральный директор «РОСМЭН», в интервью для «Pro-Books».

Активно отреагировали издательства на появление бренда «книги-игрушки». Совмещая в себе игровую и познавательную функцию, ярко и креативно оформленные книги для самых маленьких читателей — успешно завоёвывают внимание покупателей.

Б. Кузнецов пояснил, как «РОСМЭН» реализует подобную идею: «Книжка для ванны, тряпичные книжки, книжки-ростомеры, книги с музыкальными модулями, книжка с интерактивными страницами. Книга уверенно становится игрой».

Проведённые исследования обнаружили и другую тенденцию, которую условно можно обозначить как «рост популярности книги-подарка». Несмотря на то, что книги подорожали в среднем на 20-25 %, красиво-оформленные издания пользуются высоким спросом: доля продаж в дорогом сегменте выросла с 1,7% до 8%. Дарить книгу на праздники стало признаком хорошего вкуса. Рынок детской литературы существенно пополнился за счёт подарочных серий классики и энциклопедий.

Отход от политики раскрутки мегабестселлеров и переход к популяризации «нишевых» бестселлеров, подразумевает серьёзную работу с читательской аудиторией. Сегмент детской литературы является одним из самых консервативных: молодым талантливым авторам очень трудно завоевать доверие в глазах покупателей. Родители предпочитают покупать детям проверенные книги, на которых воспитывались сами. Поэтому стандартно высоким спросом пользуются книги А. Барто, Ш. Перро, А. Толстого.

Подобная ситуация наблюдается и в сфере иллюстрации: к картинкам и оформлению детских книг предъявляются строгие требования. Однако из-за отсутствия должного внимания к детской литературе, молодые талантливые иллюстраторы часто уходили в веб-дизайн. Поэтому, вопреки многочисленным вариациям оформления детских сказок, родители с ностальгией вспоминают иллюстрации В. Г. Сутеева. Хотя за последние годы ситуация стремительно улучшается.

«Иллюстраторское дело у нас в стране сейчас заново развивается. Все сейчас ищут новых интересных художников», — пояснил Б. Кузнецов.

Независимо от любви и признания, которые завоевали классики детской литературы у нескольких поколений, их произведения устаревают, а смена им не подготовлена. Это говорит не об отсутствии талантливых авторов, а об опасениях издательств вкладывать деньги в их раскрутку и продвижение.

Обстановку спасали небольшие частные издательства, среди которых можно выделить «Рипол Классик», которое выпустило серию «Новые сказки нового времени». Первыми из печати вышли произведения авторов, никогда ранее не пробовавших свои силы в написании книг для самых маленьких читателей. Так, режиссер Марк Розовский записал сказки, которые некогда рассказывал своей дочке. «Международник» Юрий Вяземский сочинил «Сказку про девочку Настю и злую Невидимку», а писатель и журналист Андрей Максимов стал автором «Сказок для тебя».

Весомый вклад в современную детскую литературу внесло некоммерческое издательство «ДЕТГИЗ», которое организует различные конкурсы для поиска талантливых детских писателей.

«Мы недавно открыли для себя замечательного автора Евгению Басову, хотим её издавать. Очень хорошая, серьёзная проза. Но издать — это ещё даже не полдела. Как дальше донести её детям?», — отмечает руководитель издательства А. Носова.

Ситуацию нельзя признавать безвыходной, что доказывается удачным опытом детской редакции издательства «ОЛМА Медиа Групп». Серия книг «Коты воители» завоевала огромную популярность среди юной аудитории благодаря интерактиву.

«Активное взаимодействие с членами стихийно возникшего фэн-клуба серии помогло не только улучшить качество книг, но и создать ряд принципиально новых изданий», — отмечает В. Леонтьев.

Константин Чеченев, генеральный директор издательства «Белый город» и президент Ассоциации книгоиздателей России, охарактеризовал исследуемый сегмент рынка: «В 2000-е годы рост детской литературы шел опережающими темпами: +88% за 10 лет против +21% по всему книжному рынку». В его докладе был сделан акцент и на том, «что инициаторами роста художественной литературы стали именно книгоиздатели, выдвинувшие на рынок новые идеи, форматы и ценовые категории».

Однако издательства в ближайшие годы вынуждены будут столкнуться с серьёзной проблемой: рост популярности интернет-изданий, которые привлекают внимание дешевизной и доступностью. В то время как затраты на производство красиво оформленной детской литературы определяют достаточно высокие цены на неё: карманные книги в мягком переплёте обойдутся покупателю в среднем в 150 рублей, а широкоформатные издания, напечатанные на глянцевой бумаге можно приобрести в среднем за 500 рублей.

Подводя итоги, можно сказать, что рынок детской литературы с одной стороны представляет определённые трудности для освоения, связанные с консервативностью покупателей, статичной школьной программой и рисками при раскрутке молодых авторов. С другой стороны, сфера детской литературы очень перспективна: демографический рост, характерный для нулевых годов, повлиял на потребность в качественной литературе для малышей. Современные родители много внимания уделяют пропедевтическим пособиям, помогающим детям развивать память, логику и образное мышление.

Галина Заржецкая

Источник: uenews.ru

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо