— Как родилась идея создания религиозной серии в издательстве Эксмо?
— Книги по религии готовит соответствующее подразделение редакции прикладной литературы: группа религии, под моим руководством. Все начиналось почти 5 лет назад с нуля. Тогда перед нами стояла задача запустить и раскачать столь трудное и непонятное для наших светских книготорговых партнеров направление как религиозно-богословская литература, как популярная, так и научно-популярная и академическая.
Кстати, пятилетний юбилей мы празднуем в этом году, 13 декабря — это день памяти апостола Андрея Первозванного. Именно в этот день я приступил к выполнению своих обязанностей в только что созданной группе религии.
— Вы издаете книги, которые никогда бы не вышли ни в одном российском христианском издательстве — это сознательный выбор?
— Мне часто задают вопрос: как из одного источника могут проистекать такие разные реки — книги по христианству, исламу, иудаизму, буддизму? И духовная вероучительная литература и религиоведческая научно-популярная, даже атеистические авторы? А в рамках христианства как консервативные, так и либеральные авторы, как православие, так и католичество и протестантизм? Ответ на все это простой и однозначный — могут успешно.
У нас как у светского издательства нет конфессиональных ограничений и одной определенной целевой аудитории.
Действительно, некоторые христианские книги никогда не вышли бы в России, если бы не «Эксмо». И дело не только в прогрессивных представлениях авторов и светском и универсальном характере издательства, но и в финансовых возможностях. Делать в наше время русские издания таких книг как A History of Christianity Д. Маккалоча или Venture of Islam М. Ходжсона без привлечения грантов, только на средства издательства, знаете ли, очень недешево.
— По каким критериям отбираются авторы?
— Книги должны пользоваться спросом у русскоязычного читателя. Пусть это будет один небольшой тираж без перспективы допечаток, но книга должна быть продана. Если ее не покупают, значит она не нужна или мы что-то сделали неправильно.
Такой критерий, как популярность на Западе, не играет существенной роли: те, кого знает и читает весь мир, кто задает тон современным дискуссиям о религии, у нас почти никому не известны.
— Есть ли у серии богословские консультанты, или Вы принимаете решения лично?
— Разумеется, я консультируюсь с самыми разными людьми. Все они — увлеченные профессионалы, которые неравнодушно относятся к книгам и лично заинтересованы в том, чтобы самая широкая читательская аудитория получила доступ к самым интересным подходам и исследованиям.
Даже если это на первый взгляд легкая, «попсовая» книга, как, например, «Значит, вам уже не хочется ходить в церковь?» Джейка Колсена, раз уж она вышла у нас, то за ней стоят люди, которые понимают ее настоящую ценность. Многие книги я выбрал лично. Есть такие, которыми я горжусь особо, например: «Биография Бога» Карен Армстронг, «Иисус глазами очевидцев» Ричарда Бокэма, «Конец веры» Сэма Харриса. Из готовящихся: «Дитрих Бонхеффер» Эрика Метаксаса, «Эволюция Бога» Роберта Райта. И многое-многое другое.
Решение об издании каждой книги после предварительных консультаций принимаю я сам.
— Есть ли какая-то обратная связь от читателей и как реагируют консервативные христиане на то, что вы издаете?
Обратную связь дают в основном на интернет-форумах. Реакция консервативных христиан скучна и однообразна. Я говорю об этом с сожалением. А вот об активной христианской молодежи я буду говорить с радостью. Это те, кто читает Шейна Клэйборна и Джейка Колсена и пишет о том, что сделали с ними книги этих авторов, революционеров добра.
— Многие книги ставят очень серьезные вопросы и, многие христиане без сомнения решат, что они могут повредить неутвержденному в вере человеку. Не боитесь такой ответственности?
— Каждый случай нанесения вреда книгами по религии издательства «Эксмо» неутвержденному в вере человеку я готов рассматривать отдельно! А если серьезно, то вера, такая, какой понимаю ее я, — это прежде всего дополнительная ответственность и готовность к ударам: сомнениям, мировоззренческим переворотам, расставанию с прежними убеждениями. Разве не стремились пророки и даже сам Иисус вывести своих слушателей из зоны комфорта и определенности, чтобы донести до них нечто важное о Боге?
— А каково ваше личное отношение к серии? Разделяете ли вы взгляды авторов, которых издаете?
— Я отношусь к своей работе как к личному делу, но это не означает, что я распространяю свои личные представления на свое дело. Одни авторы мне духовно близки, их опыт мне интересен, например, Уильям Лобделл («Теряя веру») и Самир Сельманович («Это всё о Боге»), взглядов других я не разделяю, но я уверен в том, что знакомство с их представлениями совершенно необходимо для поднятия уровня общественных дискуссий о месте и роли религии, например, со взглядами культового нового атеиста Сэма Харриса. Разные темпераменты, разные культуры, разные жанры, разные традиции веры, разное отношение к Богу — как можно разделять взгляды всех! Более того, гораздо больше человек получит, если он научится выслушивать и понимать позицию не таких, как он.
— Что в ближайших планах издательства, чем Вы нас готовитесь удивить?
— Какие-то готовящиеся проекты я уже упомянул. О некоторых книгах вы сможете узнать только после их выхода. Сюрпризов для умных и активных читателей мы приготовили достаточно. Наша задача — сделать эти книги как можно лучше, качественнее и доступнее.
Отдельно рекомендую книги, которые очень скоро придут из типографии: «Войны за Иисуса» Филиппа Дженкинса — вы узнаете, что на самом деле представляли собой вселенские соборы и почему богословские споры в те времена заканчивались жестокими бойнями, «Иудаизм» Николаса де Ланжа — прекрасное введение в древнейшую мировую религию с акцентом на современный иудаизм.
Беседовал Павел Левушкан.
Источник: jesuschrist.ru