17 сентября, 2012

Как отразится на книжном рынке закон о защите детей от вредной информации

Неожиданностью для многих издателей стало то, что недавно принятый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» касается и книг. Какие изменения этот закон внесет в книжный бизнес?
Как отразится на книжном рынке закон о защите детей от вредной информации
Когда начались первые прения по поводу вступления в силу закона № 436-ФЗ «Озащите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», многие специалисты и не предполагали, что закон коснется и книжного бизнеса. Но на отраслевой конференции «Книжный рынок-2012» в рамках ММКВЯ, заместитель руководителя ФАПМК Владимир Григорьев сообщил, что нормативы, прописанные в законе, распространяются не только на производителей СМИ, но и на книжных издателей.

«В соответствии со второй статьей указанного закона, „информационная продукция — это предназначенная для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция...“ С точки зрения действующего законодательства, книги тоже попадают под определение „печатной продукции“», — указал представитель ФАПМК, добавив, что, по сути, законодатель не планировал заниматься книгами. Однако, в итоге закон затронул и их, что «автоматически набрасывает на издателей определенную ответственность».

После вступления закона в действие к издателям стали поступать письма от магазинов и библиотек, информирующие, что придется следовать внесенным изменениям: «В связи в введением в действие Федерального закона № 436-ФЗ, с 1 сентября принимаются только издания, имеющие специальную маркировку по возрасту. Исключение составляют научные, научно-технические, статистические издания, а также издания, имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Также просим рассмотреть возможность включения информации по возрастной классификации в прайс-лист, каталог, товарную накладную, спецификацию, что поможет нам сориентироваться в выборе изданий для заказа (ФЗ № 436 Статья 6. П.6.)», говорится одном из таких писем.

13 сентября 2012 года в Роспечати состоялось совещание по вопросу применения к печатной (книжной) продукции закона № 436-ФЗ. В ходе обсуждения указанного вопроса с участием представителей Роспечати, Роскомнадзора, Российского книжного союза, Ассоциации книгоиздателей России, Ассоциации книгораспространителей независимых государств, ВГТРК, ведущих российских издателей, книгораспространителей, представителей других отраслевых организаций было принято решение создать рабочую группу по выработке предложений по разработке регламентирующих документов применения закона № 436-ФЗ в отношении книжной продукции в части установления требований к размеру знака информационной продукции, его местоположению и способу размещения и направить выработанные предложения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Также в ходе совещания принято решение предложить представителям российской книжной отрасли сформировать экспертное сообщество в целях классификации печатной (книжной) продукции.

Как реагируют издательства на изменение законодательства? Ситуацию для Pro-Books.ru прокомментировал Борис Кузнецов, генеральный директор издательства «Росмэн»: «Изначально мы вообще не собирались реагировать на этот закон, но, получив письма от книгораспространителей, вынуждены были принять меры. Начиная с сентября, на всю новую продукцию на 4-й странице обложке размещаем знак с указанием „Знак информационной продукции согласно Федеральному закону от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ“. Расшифровка дается для того, чтобы не вводить читателей в заблуждение, чтобы они не путали этот знак с реальным читательским адресом».

«При выставлении знака (возрастного ограничения) руководствуемся здравым смыслом, а не буквой закона. Если соблюдать его букву, то огромное количество произведений детской литературы должны получить абсурдные возрастные ограничения. Не думаю, что для книжного рынка этот закон будет иметь какие-либо последствия. Это нежизнеспособный документ. Считаю, что в ближайшее время он отомрет за ненадобностью», — уточнил собеседник портала.

Продолжает оставаться неясным, как нанести нужный знак на уже выпущенную книжную продукцию, которая находится на складах издательств, либо уже поступила в книжные магазины и библиотеки. В соответствии с нормой закона, книга считается поступившей в оборот не в момент ее готовности в типографии, а после отгрузки покупателю (библиотеке, оптовику, книжному магазину и т.д.). Таким образом, все издания, отпечатанные до 1 сентября 2012 года, также должны быть промаркированы соответствующим образом. Учитывая, что только в 2011–2012 гг. российские издатели произвели, по данным Российской книжной палаты, 980 млн экземпляров книжной продукции, задачу маркировки книг, находящихся сейчас в обороте по всей стране, можно считать практически невыполнимой.

Источник: pro-books.ru

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 8483  книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 8457  книг
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам