03 октября, 2008

Желаемое и действительное

...Хотя количественные показатели книгоиздательского бизнеса сейчас формально хороши, оснований говорить о том, что они перешли в качественно позитивные изменения рынка, увы, нет....
Желаемое и действительное
Данные о ситуации в отрасли, опубликованные Российской книжной палатой, казалось бы, так радуют глаз: наш книжный бизнес резко «рванул» вверх на ошеломляющие 17,4% роста тиража по сравнению с первым полугодием 2007 года. Выросла бы стоимость книг еще немножко – и мы по темпам роста обгоним on-line ресурсы. Однако я бы не спешил с выводами об успехах – полагаю, многие участники рынка также смотрели на эти данные с удивлением и недоверием. Необходимо понять, как интерпретировать обнародованные цифры. Действительно ли рынок начал активно расти в натуральных показателях? Или это ошибка статистики? А если не ошибка, то какие факторы влияют столь положительно на отрасль и можно ли как-то усилить их влияние?

Да, цифры роста общего тиража за полугодие выглядят очень весомо и вроде как исключают статистическую погрешность, которой каждый скептик объяснил бы для себя происходящее. Хотя при внимательном изучении этих данных вопросы все-таки появляются. Если мы поднимем данные РКП за первые пять месяцев текущего года (т.е. на 1 июня 2008), то рост будет выглядеть гораздо скромнее и составит всего 7% по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего. Еще более любопытны цифру по среднему тиражу. Если данные за полугодие показывают нам рост +4% по сравнению с аналогичным периодом, то данные за 5 месяцев просто удручают: - (минус!) 7%. Неужели за один месяц средний тираж мог так вырасти? Пусть даже прирост числа наименований «за такой месяц» несколько уменьшился – с 14% по данным за 5 месяцев до 12,7% по данным за полугодие? По здравом размышлении при сравнительном анализе этой статистики РКП напрашивается вывод об относительном улучшении поступления книг или качества их регистрации за последний год по сравнению с предыдущими. Причем на опыте «Эксмо» могу со всей ответственностью подтвердить, что в этой области было и есть еще над чем поработать: заявленные РКП данные по тиражам «Эксмо» за 2007 год составляют 70,7 млн. экземпляров, а наша статистика (учет ведется в ERP-системе  SAP) показывает 93,4 млн. По количеству названий РКП указывает для «Эксмо» 6,5 тысячи, в то время как наши данные – 11,8 тысячи наименований. Если в этих разных источниках подсчитать средний тираж, то по РКП он получится даже больше, чем на самом деле: 11 рейтинговых тысяч против реальных 8, хотя наш средний тираж в 8 тысяч экземпляров существенно превышает среднерыночные 5,8 по РКП. Отсюда вывод: не менее 5-7% декларируемых данными РКП успехов можно смело отнести на счет улучшения качества обработки информации. И это само по себе заслуживает уважения и является поводом для радости, потому что работать РКП приходится в условиях информационного вакуума и абсолютной закрытости участников рынка.

Однако это одна сторона вопроса – и одна треть продекларированного «успеха». Вторая же сторона – рыночные реалии, по которым и хотелось бы предложить экспертную оценку, основанную на поиске корреляции статистики РКП и данных, которыми располагаем мы сами. Есть один значимый показатель, который, наверное, и является предпосылкой для увеличения общего и среднего тиража выпускаемой продукции – это рост числа торговых точек. В последние 3 года количество специализированных книжных магазинов находится на стабильном уровне. Муниципальные магазины частично, но уже не так стремительно, как 3-4 года тому назад, прекращают свое существование (выжили сильнейшие); в то же время увеличивается число современных и более отвечающих потребностям покупателей федеральных и местных специализированных сетей. Но главное – за последние два года появилось порядка тысячи магазинов неспециализированной розницы, в которых представлена книжная продукция (т.е. открылись новые магазины, гипер- и супермаркеты – или же существующие магазины неспециализированной розницы включили книжную продукцию в свой ассортимент) – и, следовательно, общее количество розничных точек, в которых можно купить книги, стало больше. Это не могло не повлиять на увеличение представленности и доступности книг. Но что и отреагировали издатели. Вопрос только, дошли ли эти дополнительные тиражи до читателя, или просто мы сработали на увеличивающееся количество полок? За 3 года оборачиваемость книжной продукции увеличилась со 100 до 180 дней, и эта тенденция сохраняется. Есть предположение, что наращиваемый объем тиражей оседает на полках розничных точек и на складах издательств. А и без того не самая рентабельная экономика издательств финансирует это видимое изобилие. Бизнес работает в ноль, а большая часть операторов даже в минус, что обусловливает предкризисную ситуацию в отрасли.

Итак, хотя количественные показатели книгоиздательского бизнеса сейчас формально хороши, но оснований говорить о том. Что они перешли в качественно позитивные изменения рынка, увы, на мой взгляд, нет. Хочется надеяться, что большинство участников рынка это понимают. А с тем, чтобы статистика перестала вводить в заблуждение, необходимы действенные меры по повышению прозрачности истинного положения дел. В частности, идея создания единого отраслевого реестра, обсуждавшаяся на недавнем «круглом столе», организованном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, была встречена с пониманием. Все согласились – необходимо, чтобы сами участники рынка консолидировали свои данные, обменивались ими. Технически эта возможность подготовлена в рамках совместного проекта с РКС и РКП, реализация которого поможет правильно учитывать весь объем выпуска, опираясь на данные издательств, и избавит розничных операторов от необходимости самостоятельно проводить описание выходящих книг, которые можно будет просто скачивать с сайта РКС. Если же откроет свои показатели и книжный ритейл – в первую очередь специализированные сети – то станет понятно, какой объем продаж в рознице существует на самом деле. Тогда мы сверим, сколько книг выпущено, сколько продано, и будем анализировать ситуацию, исходя не из домыслов, а из фактов. Тогда цифры, характеризующие состояние отрасли, будут точными, и только тогда можно будет предметно обсуждать, что происходит на рынке, а точный диагноз всегда является залогом верно выбранного курса оздоровления.
В любой сфере самообман – вещь опасная. Но когда «обманываться рад» бизнес целой отрасли – это уже серьезная проблема. Необходимо трезво подходить к ситуации в книгоиздательском деле, не вводить никого и прежде всего самих себя в заблуждение. Тогда желаемое и действительное нее разойдутся по разным дорогам.
 
Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо»

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 9206  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 9206  книг
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам