22 сентября, 2009

Книгу надо сделать доступной

Дополнительный материал к статье «Формат имеет значение»

Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо» и акционер сети магазинов «Новый книжный — Буквоед»

Олег Новиков

Олег Новиков

Фото: Олег Сердечников

Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо» и акционер сети магазинов «Новый книжный — Буквоед»:

— Почему акционеры «Нового книжного — Буквоеда» до кризиса не стремились к лидерству на розничном рынке?

— Мы никогда не развивали розницу ради роста, а хотели, чтобы инвестиции в открытие новых магазинов имели понятный срок окупаемости и разумные риски. На том рынке, который был два года назад, даже год, это было довольно тяжело делать, и многие розничные операторы, развиваясь любой ценой, подорвали свое здоровье.

— Под «любой ценой» вы имеете в виду дорогие кредиты? Но сейчас они еще дороже.

— Ставки перед кризисом были действительно ниже, но возможность эффективно использовать эти деньги была невысока. В основном кредиты брались под капитализацию, под объемы, а то, что там нет экономики, порой не сильно волновало. А мы, как акционеры, рассчитываем не столько на увеличение стоимости розничного бизнеса, сколько на увеличение прибыли, для нас это более понятный критерий, чем капитализация, которая все-таки довольно условна.

— А что составляет «разумные риски» вашего розничного проекта?

— В основном они связаны не с нашей операционной работой, а с потерей в целом интереса к чтению. С другой стороны, если не развивать книжные магазины, если проблема доступности книги не будет решаться, то объективно мы рынок потеряем. Сегодня 25–30 процентов книг продается в Москве — за счет того, что город насыщается книжными магазинами. Каждый год открывается порядка двадцати новых магазинов, а падения продаж в старых не происходит. Это говорит о том, что потенциал роста есть и здесь. Но в регионах тяжелая ситуация.

— Что, по-вашему, стало причиной ухода с рынка московской сети «Букбери»?

— В этой компании не было людей, которые хорошо разбираются в продукте и могут предложить читателю возможность качественного выбора. Создавали компанию книжники, но затем туда пришел инвестор и привел менеджеров-финансистов. И получилось, что, взяв достаточно дорогие места, они не смогли выйти на показатели выручки, потому что об интересах читателя мало думали. Это касается и качества представленных книг, и нестабильности ассортимента. Если покупатель два-три раза не нашел в магазине нужную ему книгу — он уйдет оттуда. Лучше он пойдет в «Библиоглобус», «Москву», где точно будет эта книга.

— Насколько магазины вашей сети будут отличаться от «Библиоглобуса» и «Москвы» по количеству и качеству ассортимента?

— Дело в том, что ассортимент магазина среднего — это 50 тысяч, а крупного — 70–80 тысяч, и, безусловно, он включает весь спектр литературы. И наши большие магазины имеют ассортимент, не уступающий лучшим образцам. Другое дело, что в таких магазинах, как «Библиоглобус», «Молодая гвардия», Московский дом книги, «Москва», вопрос не только в масштабе магазина, но и в профессиональных компетенциях. Люди, которые работают там даже не годами, а десятилетиями, шлифуют свои знания, навыки, подстраивая их под своего читателя. С нашими темпами развития невозможно рассчитывать на столь глубокий профессионализм, мы вынуждены набирать людей с рынка, с разным уровнем образования и даже не всегда разбирающихся в книгах.

— То есть вы будете продавать преимущественно коммерческую литературу?

— Есть спрос, на который магазины должны ориентироваться, и коммерческая литература, бестселлеры дают возможность магазину быстрее оборачивать средства и формируют объем продаж. Но задача розницы сегодня — и почему мы именно большие магазины стремимся открывать, то есть немножко вперед смотрим — это представить весь ассортимент актуальной литературы, включая специализированную, которой в регионах не хватает. И это действительно проблема. То есть большого спроса на нее нет, так как нет предложения, и люди просто не понимают, в чем ценность этой литературы. А наличие такого предложения за счет появления в регионах больших магазинов, мы думаем, подтолкнет спрос. На самом деле более качественная литература — если умеешь с ней работать — лучше продается. Я знаю это и как издатель. Та же Улицкая, которая пять лет назад продавалась тиражами в десять тысяч, сейчас имеет тиражи более ста тысяч. И таких примеров немало.

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 8062  книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 8062  книги
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам