Подбор подарка
30 сентября, 2009

Дорогами Юрия Деточкина и Жени Лукашина

Со студенческих времен журналист Олег Рассохин "разрывается" между двумя привязанностями: Москвой и кино. До поры до времени эти заветные темы существовали в его жизни параллельно.

Источник: Газета "Культура"


Рассохин О.
Рассохин О. "Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов". М.: "Эксмо", 2009.

Со студенческих времен журналист Олег Рассохин "разрывается" между двумя привязанностями: Москвой и кино. До поры до времени эти заветные темы существовали в его жизни параллельно. С конца 1990-х, когда наша столица стала стремительно утрачивать самобытность и приобретать дешевый, пошловатый лоск, Рассохин начал сочинять оригинальные туристические маршруты по тем местам, где еще можно застать старую Москву. Это не бизнес (водит в основном друзей и знакомых), а просто способ уберечь себя и других от отчаянья, которое с каждым годом все больше охватывает москвичей. В какой-то момент в оригинальной коллекции маршрутов Рассохина появились кинематографические тропы - те, которыми ходили герои популярных отечественных фильмов. Натренированный глаз москвоведа стал вычленять в старых картинах исчезнувшие насовсем или изменившиеся до неузнаваемости московские улицы, площади, закоулки, а в новых фильмах - фиксировать неожиданные виды, ракурсы современной столицы. Такой опыт изящного совмещения топографических штудий и ненавязчивого, популярного киноведения заинтересовал издательство "Эксмо", и несколько месяцев назад в свет вышла книга Олега Рассохина "Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов".

В книге - 26 маршрутов по Москве, идентичных маршрутам героев 26 фильмов. Довоенное кино и довоенную Москву тут представляют "Третья Мещанская" Абрама Роома, "Новая Москва" Александра Медведкина, "Девушка с характером" Константина Юдина с Валентиной Серовой в главной роли.

20-е - 30-е годы. Москву почти не узнать. На месте тихих Мещанских улиц (где разворачивалась драма героев смелой картины Роома) теперь расположился комплекс-гигант "Олимпийский". Девушка с характером, бродя по Москве образца 1939 года, любуется панорамой Кремля и Зарядья, не разбавленной еще громоздкими Дворцом съездов и гостиницей "Россия". А вот Кузнецкий Мост, по которому бежала в 1958 году девушка без адреса (героиня одноименного фильма Эльдара Рязанова), почти не изменился - тот же центр модной жизни. Слава богу, нетронутой осталась и Поварская - по ней, с замирающим сердцем, шла к Гнесинке Фрося Бурлакова ("Приходите завтра", 1963). По многострадальной Варварке ведет свой троллейбус № 10 Люба - муза московского Дон Кихота Юрия Деточкина ("Берегись автомобиля", 1966). С XV века и по сей день улочку и ее окрестности лихорадит, на наших изумленных глазах в 2007-м разобрали гигантский гостиничный комплекс "Россия" и вот-вот опять возведут нечто поражающее воображение. А в 1977 году в этом шикарном отеле поселился на несколько дней Мимино, в тамошнем же ресторане произошло их памятное знакомство с "профессором Хачикяном". Кооператив "Фауна", члены которого не могли договориться по вопросу гаража ("Гараж", 1979), по воле Эльдара Рязанова вел свое скандальное заседание в доме № 12-14 по Петровке - сегодня там "проживает" Генеральная прокуратура РФ...

Но не все же нам крутиться в центре, переместимся в демократичные "спальные" районы - и сюда заносит героев кино. З-я улица Строителей, дом 25 (пункт назначения персонажей "Иронии судьбы") - на самом деле проспект Вернадского, дом 125. В цоколе этого жилого дома функционирует знаменитый Театр на Юго-Западе, а у подъезда, в котором проходили съемки, висит памятная доска в виде портфеля с торчащим из него банным веником: здесь жил Женя Лукашин. За последние годы город существенно урезал и подкоптил парк вокруг Воронцовских прудов, где Гоша (он же Гога, он же Жора) со товарищи устраивал пикники и выгуливал усталую "бизнес-леди" Катю ("Москва слезам не верит", 1979).

Новая и новейшая Москва предстает в фильмах "Ширли-мырли" (1995), "Зависть богов" (2000), "Жара" (2006), "Хоттабыч" (2006), "Жестокость" (2007) и даже "Любовь-морковь" (2007). Тут уж точно Москва - город контрастов. Гламур рядом с затрапезностью, роскошь соседствует с нищетой. Невероятные зеркальные небоскребы вырастают в тихих зеленых кварталах, а прелестные центровые особнячки не видны под рекламными растяжками.

Хороша интонация повествования - автор не стенает, но твердо обозначает все потери, бережно "огораживает" оставшиеся островки истинной Москвы и благодарит кино, бесценный источник достоверной информации о любимом городе: "Какое счастье, что появилось кино. Жаль, что не тысячу, а всего сто лет назад".

Жаль, что тираж так мал - всего 4 тысячи экземпляров. Но, говорят, "Эксмо" планирует переиздать книгу Рассохина. И в этом случае хочется рекомендовать издателям выпустить "Москву в кино" в гораздо более легком (по весу) варианте; ведь эта книга, как ни крути, - гид, а нынешнее издание поднять-то нелегко (мелованная бумага хороша для иллюстраций, но тяжела невероятно), а уж о том, чтобы ходить с ним по Москве, и речи не идет.

Дарья БОРИСОВА

Источник: Газета "Культура"


Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76007  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76007  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации