26 января, 2009

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Книга. Без малого тысячу лет в русской письменности слово «книги» встречает¬ся впервые в Остро¬мировом Евангелии, которое датируется 1056—1057годами), для нас это понятие было единым и неделимым.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо»

Книга. Без малого тысячу лет в русской письменности слово «книги» встречает­ся впервые в Остро­мировом Евангелии, которое датируется 1056—1057годами), для нас это понятие было единым и неделимым. Более того, истори­чески сложилось так, что во многих языках Европы и Азии содер­жание этого термина, его смысл — одинако­вы. Греческое слово «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», славяно-балтийское «книга» — зна­чит в зависимости от контекста как предмет (сшитые листы бумаги с текстом), так и само произведение или его часть.

В третьем тысячелетии корректный ответ на вопрос «какая книга?» все чаще и чаще тре­бует уточнения: электронная или бумажная?

Можно назвать множество отличий между электронной и бумажной книгами, однако ключевое различие — идеологическое.

Идея бумажной книги в том, чтобы зафик­сировать текст (или ограниченное количество текстов) на материальном объекте, относитель­но удобном для использования и транспорти­ровки. Бумажную книгу нельзя поместить в другое устройство, объект или механизм — она всегда останется бумажной книгой.

Идея электронной книги в том, чтобы как можно большее количество текстов (в идеа­ле — неограниченно большое количество) поместить в максимально комфортный для чтения объем. При этом она может быть ин­тегрирована в компьютер, мобильный теле­фон. Но и собственно букридер — устройство для чтения электронных текстов — крайне портативная вещь.

Путь, который бумажная книга проходила веками, электронная одолевает за несколько лет или десятилетий. Первые электронные книги были выпущены в 1998 году. Сегодня в США электронные книги уже занимают три процента книжного рынка, в Европе — полтора, в России — всего 0,5 %. Эти цифры кажутся ничтожно малыми, но уже через пять лет книжный рынок будет сильно отличаться от сегодняшнего, в первую очередь благодаря электронным книгам, которые могут занять от 30 до 40% рынка.

Такой рост обуславливается как появле­нием новых устройств, которые делают чте­ние электронных книг по степени комфорта сопоставимыми, а в перспективе и превос­ходящими чтение книг бумажных, так и появ­лением, помимо специализированных, смеж­ных устройств, содержащих в себе функцию букридера. Пока что все они достаточно доро­ги, но снижение цены — это вопрос времени.

Также одним из факторов, определяющих развитие электронных книг в России, являет­ся то, что сегодня бумажная книга доступна далеко не везде. Причем это определяется не ценой, а наличием надежной товаропрово­дящей цепочки. Книги доступны в Москве, Санкт-Петербурге, отдельных крупных ре­гиональных центрах. Но собственно в регио­нах - районные центры и далее — доступность бумажных книг крайне низка, а библиотеки, в их нынешнем состоянии, этой проблемы так­же не решают. И Интернет и мобильная связь, через которую также можно скачивать текст, доберутся в глубинку быстрее, чем книжные магазины с широким ассортиментом.

Электронные устройства сделают книж­ный рынок еще более массовым. На рынок попадет большее количество текстов, которые сегодня на уровне издательства отсекаются как непригодные — но завтра любой может разместить свою рукопись в Сети и создать вокруг себя круг читателей и почитателей. С одной стороны, это снижает степень изда­тельской ошибки, с другой — безусловно, еще сильнее девальвирует ценность книги и ста­тус писателя. И это объективное явление, с которым можно со­глашаться или не со­глашаться, - его рано или поздно придется принять.

Так, профессии ав­тор, редактор — одни из ключевых на сегод­няшний день - могут сильно измениться в течение ближайших лет. Писателю, напри­мер, может стать про­сто невыгодно созда­вать литературный контент, и причиной этому станет пиратство: если в сфере бумажного книгоиздательства вопрос с пиратами решен полностью, то здесь решить его будет значи­тельно тяжелее - примером может служить сфера аудио и видеоконтента. Профессия редактора в его привычном амплуа — помощь писателям, повышение качества контента — также может уйти; к сожалению, тенденция к размыванию этой функции наблюдается уже в течение последних двух десятилетий.

При этом хочется отметить: сам книжный рынок будет развиваться, однако возможны серьезные перестановки среди игроков рын­ка. Сегодня агрегацией контента занимает­ся издательство, завтра на их место может прийти тот же Google, или Amazon, или даже новая ГГ-компания, у которой есть система аккумулирования контента и грамотно рабо­тает маркетинговая составляющая.

Изменится потребление художественной литературы, а также литературы в профес­сиональной и учебной сфере: например, в школу удобнее ходить не с ранцем, забитым книгами, а с ридером — и в Юго-Восгочной Азии уже реализованы подобные успешные примеры.

Также может непоправимо измениться привычный формат книжных магазинов. Их чисто утилитарная функция будет замещать­ся социокультурной: люди пойдут в книжные магазины не только за книгой, но в первую очередь за атмосферой, общением с едино­мышленниками, которого нет в он-лайне.

Однако и у бумажной книги — даже при самых оптимистических прогнозах на разви­тие рынка электронной — есть свои ресурсы для конкурентной борьбы. Альбом, детская книга — в том числе и книги-игрушки, кули­нарные книги — словом, везде, где важна не только информационная, но и эстетическая сторона потребления, будут изготавливаться из бумаги. Даже в долгосрочной перспективе этим отраслям ничего не угрожает — электро­ника, при всем развитии технологий, не мо­жет заменить человеку тактильные ощуще­ния и эстетическое удовольствие.

В конце XXI века могут возникнуть совер­шенно новые носители информации, кото­рые будут вне того поля, в котором находятся книги - как бумажные, так и электронные. Но если опираться на возможности суще­ствующих технологий, можно говорить о том, что в течение ближайших 15 лет электронная книга займет до 30—40 % рынка, который не только не исчезнет, а будет развиваться.

Электронные книги популяризируют чте­ние, делая его более массовым и повышая уровень доступности книг - возможность зна­комства с большим ассортиментом книг по меньшей цене. Стимулирование чтения раз­вивает и сам книжный рынок. В этой ситуации главная задача для участников рынка — найти свое место и встроиться в этот изменяющийся процесс, не оказавшись при этом на обочине со старыми технологиями, не адаптировав­шись к изменениям в ситуации, когда один из самых консервативных рынков вдруг оказался одним из лидеров технического прогресса.

Источник: «Книжное обозрение» (Москва) №2 от 25.01-31.01.2009.

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо