15 ноября, 2010

Божьи марионетки. Майя Кучерская. «Ведомости»

Дина Рубина написала, возможно, лучший свой роман. «Синдром Петрушки» — остросюжетная история о живых куклах и кукольных людях
Божьи марионетки. Майя Кучерская. «Ведомости»

Это и есть главная ее роль в жизни — быть его куклой, самой любимой, желанной, но полностью от него зависимой.

«Синдром Петрушки» — один из лучших романов Рубиной, все в нем совершенно: и архитектура, и лепка деталей, и его обитатели. Особенно Рубиной удаются описания предметов, запахов, звуков, форм, цвета. Фаянсовый старинный рукомойник, кружевные чугунные лестницы, изразцы печи, аромат кофе из львовской кавярни, хрипловатая песня старых немецких ходиков — вещный мир здесь точно живой, не говоря уже о тех, кто его населяет. Словом, Рубина уверенно вычерчивает линии и узоры любой сложности.

И на уровне символов вкус, не изменяющий Рубиной в описании вещного, вдруг просачивается сквозь чересчур тщательно продуманные конструкции. Лишь один пример. Главного героя, гения-кукольника, зовут Петя с понятной проекцией, много раз проговариваемой в романе, на балаганного двойника. И собака у Пети, как у Петрушки, есть. Тут бы и выдохнуть, остановиться. Однако еще и фамилия героя — Уксусов. Та же, что и у Петрушки площадного. С жесткостью слишком увлеченного своими идеями проповедника Дина Рубина ставит еще одну печать герою на лоб.

Роман все равно получился глубоким, добротным. Прекрасным настолько, что теперь уже нет никаких сомнений: Дина Рубина вполне готова к тому, чтобы ее повествовательная поступь стала чуть легче и мягче.

Майя Кучерская
«Ведомости»

Читайте статью полностью на сайте «Ведомостей»
Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо