В сборнике «Москва Нуар» собраны рассказы о Москве от самых ярких современных российских писателей. Портрет города получился неожиданным и противоречивым. Сквозь бесконечные пробки, смог и толпы людей в «Москве Нуар» проглядывает настоящая душа города. Москва предстает перед читателями как город, полный тайн, порой шокирующих, но всегда – интересных.
Антологию «Москва Нуар» посетителям выставки Non Fiction представили ее идейный создатель и вдохновитель – литературный агент Юлия Гумен и известные современные писатели, чьи произведения вошли в сборник: Глеб Шульпяков, Ирина Денежкина, Мастер Чэнь и Игорь Зотов.
Отвечая на вопрос о специфике нуар-литературы, Юлия Гумен рассказала историю появления жанра:
«Направление «нуар» зародилось в Америке после второй мировой войны. Американцы стали смотреть французские фильмы и перерабатывать их в своей собственной манере. Изначально это были криминальные, детективные истории, в которых обязательно происходило какое-то преступление, зачастую остававшееся нераскрытым.
Перед авторами рассказов, вошедших в сборник «Москва Нуар», была поставлена определенная художественная задача. Изначально были заданы жесткие жанровые рамки».
Известный современный автор Глеб Шульпяков поделился своим собственным видением жанра:
«Нуар – это когда у тебя сбиваются твои обычные настройки. Ты выходишь в некую дверь, и начинается твой нуар. Не надо путать нуар с «чернухой». Нуар – это любая ситуация, когда человека выносит из привычного положения вещей».
Писатель и журналист Дмитрий Косырев, более известный как Мастер Чэнь, рассказал о своем вкладе в составление антологии:
«Я не пишу рассказы, я пишу романы. Рассказ для «Москвы Нуар» я написал «на слабо». Мой «нуар» - не слишком черный. Я считаю, что людей надо любить, беречь и писать для них что-то более веселое, даже если ты пишешь в жанре «нуар».
Писатель Игорь Зотов рассказал, чем его привлек данный проект:
«В России нет писателей, сочиняющих в жанре «нуар» в западном понимании этого направления. За исключением Людмилы Петрушевской, чей рассказ также вошел в нашу книгу. Мне захотелось попробовать себя в новом жанре, тем более что к нему есть некая склонность».
Ирина Денежкина призналась, что она редкий гость в Москве. Автор живет и работает в Екатеринбурге. Место действия ее части книги – Новый Арбат. На вопрос ведущего об особой энергетике Арбата, Ирина ответила:
«Я не почувствовала ничего особенного. Там больше матрешек, чем энергетики».
Рассуждая о Москве, все участники встречи согласились с мнением, высказанным Глебом Шульпяковым:
«У Москвы сейчас нет своей мифологии, в отличие от Санкт-Петербурга. Пришла пора создавать новую мифологию Москвы. Мы сами являемся архитекторами окружающей нас фантасмагории».