Новый роман Ирины Муравьевой «Барышня» представляли литературный критик, заведующий отделом прозы журнала «Дружба народов» Леонид Бахнов – человек, который фактически открыл талант Ирины Муравьевой широкому читателю, первый литературный агент Ирины Муравьевой Наталья Перова и известный российский писатель Александр Абрамович Кабаков.
Участники встречи отзывались о творчестве Ирины Муравьевой с большой теплотой и уважением.
Леонид Бахнов: «Прозу Муравьевой отличает удивительное отношение ко времени и истории. В 90-х годах, когда мы познакомились с Ириной, было не модно писать о недавнем прошлом. А для Иры история – как дом родной. Она понимает, что история не нами начата и не нами закончится. Одна из основных тем ее творчества – время. И эта тема как цветок раскрывается во всех ее произведениях. Вторая тема – любовь. У Муравьевой любовь всегда особенная. Эта любовь всегда вопреки. Вывернутая наизнанку любовь. Это фирменная «любовь по-муравьевски».
Наталья Петрова: «У Ирины Муравьевой всегда много интересных идей и интересных тем. Она обращена к читателю. Хочет ему помочь, поддержать. В то же время, у нее достаточно жесткий стиль. У Ирины потрясающее чувство истории. Истории семьи, рода, страны. Сегодня образовалось некое кросскультурное пространство, о котором мы мало что знаем. И Ирина Муравьева – одна из тех, кто налаживает мосты».
Александр Кабаков: «Проза Муравьевой – точная, очень лиричная, и иногда «промахивающаяся». Джаз стоит на том, что иногда музыкант может «промахнуться» мимо ноты, но дальше он должен играть от нее. Проза Муравьевой – именно такая. Если она «промахивается» мимо слова, дальше она играет от него. Роман «Барышня» как психологическая проза сделан еще лучше, чем все предшествующее. В этом романе Ирина следует выбранной методике. Она включает в сюжет реальные исторические лица. В «Барышне» это сделано виртуозно. Я хочу отметить, что Ирина Муравьева незаметно для себя в тексте переходит на белый стих, исполненный чудесного поэтического чувства. Муравьева вошла в литературу, как большой корабль в воду, сразу проходя огромные расстояния и создавая большую волну».
Сама Ирина Муравьева не смогла присутствовать на выставке Non/Fiction, так как в это время находилась по делам в Париже. Но с помощью видеообращения она приветствовала гостей стенда «Эксмо» и ответила на некоторые вопросы, в частности, на вопрос о сборе информации:
«Книги сочинять нельзя. Книга – это вещь органическая, природная. Я всегда трачу очень много времени на поиск материалов. В романе «Барышня» действие начинается в 1910 году, героиня взрослеет и проживает все это жуткое время до 60-х. Я очень тщательно изучала материал. Смотрела репертуары театров того времени, кинотеатров, собирала материал в интернете, перепроверяя каждый источник. Так повествование обрастает плотью. Все эти подробности мне нужны, чтобы герои не повисали в пустоте. Человек живет в определенной действительности, и я ее воссоздаю. Стараюсь за это отвечать, как могу».