В издательстве «Эксмо» выходит книга «Я больше не боюсь!». Это сборник из 20 терапевтических сказок, созданный совместными усилиями писательницы Елены Смирновой и психолога и педагога раннего развития Ирины Хониной. Истории посвящены разным темам: боязни врачей, темноты, нежеланию идти в сад.
-16% Я больше не боюсь! 20 терапевтических сказок 545 ₽ 649 ₽ -16% В корзину
Милые зверята из книги оказываются в тех же ситуациях, что и ребенок, а счастливый финал сказок помогает малышу поверить, что он тоже справится. При этом тексты сопровождаются инструкциями-подсказками для родителей. Ведь в сказкотерапии недостаточно просто прочитать историю, чтобы получить нужный эффект.
О том, как работает этот метод, в своей статье рассказала один из соавторов «Я больше не боюсь!» Ирина Хонина.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия — это такой метод в психологии, при котором на основе сказок решаются различные задачи:
- Воспитательные;
- Психотерапевтические;
- Образовательные;
- Коррекция поведения и так далее.
Ребенку проще всего воспринимать информацию на чьем-то примере, и сказки здесь — прекрасный помощник. Особенно здорово, когда к ним прилагаются красочные иллюстрации, чтобы можно было детально рассмотреть картинку и эмоции героев, глубже погрузиться в сюжет.
Как работает сказкотерапия для детей?
На основе сказок мы можем проиграть с ребенком ситуации и нерешенные проблемы. Например, страх. Давайте представим, что ребенок боится змей. В нашей книге «Я больше не боюсь!» как раз есть сказка, направленная на борьбу с этим страхом. Разберем сразу на ее примере.
По сюжету мама-змея и ее малыш Ужик отправляются на прогулку по лесу, где встречают людей. Мама предупреждает Ужика, что к людям подходить не стоит, потому что они большие и сильные и могут навредить змеям.
Мораль этой сказки прослеживается сразу: змеи не сделают тебе ничего плохого сами по себе, но если ты обидишь их, то они могут защититься и обидеть тебя в ответ. Здесь главные герои именно змеи как раз для того, чтобы показать их эмоции. Они сами боятся людей, чувствуют себя маленькими на их фоне и понимают, что лучше с такими большими существами не связываться.
Ребенок, когда будет слушать эту сказку, запомнит эмоции змей и сможет проникнуться эмоциями Ужика, ведь этот змееныш — по сути, такой же ребенок, как и он сам.
Как правильно родителю читать терапевтические сказки?
Чтобы сказка действительно несла терапевтический эффект, важно не просто читать ее ребенку, но и проговаривать с ним, ЧТО вы прочитали. Хорошо обсуждать поведение героев, их мотивы и эмоции.
- Почему герой так поступил?
- А что было бы, если бы он поступил иначе?
- Как ты поступил бы в такой ситуации и почему?
- Как ты думаешь, что чувствовал герой?
Если после сказок есть такие вопросы, не игнорируйте их. Они важны для проработки страха.
Однако важно помнить, что страх — это нормальная реакция человека (взрослого и ребенка) на какую-то опасность. И ребенок не просто так боится змей, ведь, в конце концов, они действительно могут нанести вред. Поэтому важно проработать страх у ребенка, при этом оставляя ему инструкцию, как вести себя при встрече со змеей, чтобы она не закончилась трагично.
То же касается и других страхов: собаки, пауки, молния, высота, глубина... Все это действительно может причинить вред, поэтому не забывайте регулярно повторять с ребенком правила техники безопасности.
Также важно помнить, что если сам родитель панически боится, допустим, пауков, то проработать страх у малыша не получится. Ребенок прекрасно чувствует эмоции родителя. Если во взгляде читается паника и ужас, а на словах родитель говорит: «Видишь, паучок совсем не страшный!», то ребенок просто запутается в этих противоположных сигналах — и его страх лишь усугубится.
С какого возраста можно заниматься сказкотерапией с детьми?
Как же подбирать сказки правильно? В первую очередь они должны подходить по объему: чем меньше возраст ребенка, тем легче и короче должен быть текст. Например, для малышей 1-2 лет подойдут простые четверостишия и сюжеты с одним действием:
«Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч».
Это стихотворение Агнии Барто — прекрасный пример. Здесь всего одно действие: мяч упал в воду.
Когда ребенок становится старше (уже к 3-4 годам), можно подключать сказки в прозе. Но они должны быть короткими, с простой завязкой и понятным сюжетом. На него тоже нужно обращать внимание. И лучше всего — до того, как вы начнете читать сказку ребенку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов.
Подойдут ли для сказкотерапии любые сказки?
Часто бывает, что сказки построены на запугивании: персонаж чего-то боится, страх нагнетается все сильнее, но в конце герой его преодолевает. Это допустимый сюжетный поворот, но все зависит от степени запугивания. Если у ребенка уже есть этот страх, то запугивание только усугубит его, а вот победа героя над страхом может и не убедить малыша.
В идеале в сказках не должны даже использоваться такие слова, как «страшно», «испугался», «ужас», «кошмар» и прочие. Чтобы у ребенка не возникало даже мысли о том, что, например, глубина может испугать. Ведь если герой сказки испугался глубины, то у него есть на то причины. А поскольку герой сказки — пример и авторитет для ребенка, малыш может довериться его опыту и тоже начнет бояться глубины.
Обращайте внимание и на картинки. Часто на иллюстрациях к сказкам о страхах — пугающие сюжеты, цвета, эмоции. Если ребенок боится собак, а на странице изображена собака с агрессивным оскалом, то его страх вряд ли станет меньше. Скорее, наоборот. Лучше всего, когда иллюстрации яркие и красочные, на лицах героев положительные эмоции. Так у ребенка будет формироваться положительный образ того, чего он боялся.
Кому подойдет сказкотерапия? А когда лучше обратиться к психологу?
Сказкотерапия прекрасно подходит для борьбы с уже имеющимися страхами, но она также здорово действует на опережение: может предотвратить страхи заранее. Например, в нашей книге «Я больше не боюсь!» есть сказка о девочке, которая повстречала паучка.
По сюжету девочка не испугалась паучка, а скорее просто удивилась, потому что раньше такого существа никогда не встречала. Она познакомилась с ним поближе — и поняла, что он замечательный друг! Благодаря этой сказке ребенок, у которого нет страха пауков, при встрече с ними уже будет иметь в памяти пример, как нужно реагировать.
Но не всегда одни только сказки способны помочь в борьбе со страхами. Если вы видите, что у ребенка панический страх, он не может заснуть или у него начинаются тики, энурез, он грызет ногти, переживает и плохо спит, то сказкотерапия — лишь один из элементов терапии со специалистом.
Обращайтесь к детскому психологу. Такую проблему можно решить только в комплексном подходе под контролем профессионала. Лучше всего обращаться сразу, когда вы только заметили первые признаки. Тогда психолог поможет ребенку за 2-3 сеанса, и малышу не придется снова и снова проживать этот страх.
На книгу «Я больше не боюсь!» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.