Справочники по истории
История — это гуманитарная наука, которая изучает жизнь человека на протяжении всего времени его существования на Земле. Для установления хронологического порядка событий и их оценки используются разнообразные источники, включающие предметы определенной эпохи или научные достижения для определения возраста находок археологов.
Школьный курс призван познакомить учеников с событиями прошлого, которые так или иначе оказали влияние на страны и народы. Предмет помогает школьникам выстроить следственные связи и научиться делать выводы из тех или иных событий, определять из причины и оценивать последствия в масштабах истории.
В российской школьной программе предмет условно делится на несколько периодов:
· доисторический — существование человека до появления шумерской письменности;
· первобытный — промежуток между появлением клинописи до объединения Египта в 3000 г до н.э.;
· древний мир — до падения Римской империи в 476 году;
· средние века — до конца XV века, в котором началась эпоха великих географических открытий;
· новое время — до окончания Первой мировой войны в 1918 году;
· новейшая — период с 1918 г. до наших дней.
В российских школах дисциплина изучается с пятого класса, одновременно с мировой присутствует история России, которая тесно связана с событиями в окружающих ее государствах.
Курс открывается изучением древнего мира, существовавших в нем государств и ключевых событий. Школьники знакомятся с жизнью, бытом и традициями Египта, Палестины, Месопотамии, Финикии, Персии, Ассирии, Китая, Греции и Рима. Здесь рассматриваются самые значимые события этого исторического периода — строительство пирамид в Гизе, военных завоевания Тутмоса III, Троянская и Пунические войны, основание Рима и пр.
В шестом классе рассматривается Средневековье — начало Великого переселения народов и основание новых империй, которые оставили значимый след в истории — Византийская, Арабский халифат и пр. Помимо исторических дат дети изучают культурную и общественную жизнь этого периода — разделение на сословия и особенности феодального строя.
В курсе истории России в шестом классе школьники знакомятся с периодом до появления Ивана Грозного. Как была основана Русь, как и кем крещена в христианство, рост территорий и феодальная раздробленность — все это входит в программу шестого класса.
Мировая история в седьмом классе охватывает Новое время и причины открытия этого периода, крупнейшие географические открытия, эпохи Возрождения и Просвещения, появление на карте новых государств. В эту программу входит изучение изменений в жизни общества, культурные особенности периода и разных стран в нем.
История России в седьмом классе знакомит школьников с периодом Смуты, ее причинами, этапами и основными событиями. Кроме того, в курс входит изучение политики династии Романовых, начиная от первых представителей, включая кардинальные реформы Петра I, дворцовые перевороты и эпоху царствования Екатерины II.
Продолжается изучение истории Нового времени и становления индустриальных государств, многие из которых существуют по сегодняшний день. В программу входит знакомство с жизнью и бытом стран на востоке — общество и жизнь Китая, Индии и Японии.
История России в восьмом классе включает эпоху четырех императоров XIX века, самые значимые события, реформы и их влияние на жизнь общества в этот период.
В девятом классе школьники изучают новейшую историю: причины, ход и результаты двух мировых войн, становление современных государств, культурное и экономическое развитие Европы, Северной Америки, Африки и Азии. Курс завершается событиями холодной войны и влиянием, которое она оказала на формирование мирового экономического сообщества.
История России в 9 классе затрагивает последние годы существования империи и причины, приведшие к двум революциям и появлению Советского Союза. В этом же курсе подробно рассматривается Великая Отечественная и Холодная война. Программа завершается периодом распада Союза и становлением современной России до периода правления Владимира Путина.