30 января, 2012

Интервью с автором: Ольга Маховская

Молодые мамы, и даже папы, стремясь к совершенству в воспитательном процессе, изучают правильную литературу и делятся опытом в родительских сообществах. Им кажется, что они-то уж точно могут воспитать ребенка «правильно». Так ли это?Психолог Ольга Маховская вместе с коллегой Юлией Василькиной, недавно выпустившая книгу-инструкцию для родителей «Думай как ребенок, поступай как взрослый», рассказывает «РГ», как все обстоит на самом деле.

Ольга, вы знаете, как стать правильным родителем?

Ольга Маховская: Весь фокус в том, как суметь уделить достаточно времени друг другу, а тем более — детям. Факторов, которые усугубляют это, очень много, но я бы пока назвала главные: отчуждение, занятость, и — виртуализация. Детская агрессия, о которой сегодня так часто говорят, гиперактивность — это все реакции и следствие гипервозбуждения родителей. Мы все время чем-то недовольны, чего-то пытаемся достичь, держим себя в форме и пытаемся все делать быстро, а любить детей по-быстрому — невозможно. Именно поэтому возникла необходимость написать книгу-инструкцию для родителей. Мы сегодня потеряли навыки любви к детям. В книге главная рекомендация в конце концов сводится к тому, что нужно максимально выражать свою любовь. На тактильном уровне, на уровне взгляда, на уровне эмоций. Нужно интересоваться переживаниями ребенка. Если у ребенка нет уверенности, что его примут с этой проблемой, она усугубляется и превращается в черту характера, которую потом трудно исправить.

Какие еще особенности замечены у современных родителей?

Ольга Маховская: Мы все уселись у экрана. Мы виртуализируемся с огромной скоростью, а это приводит к некоторому эмоциональному отупению. Обратной связи с телевизором нет, эта связь односторонняя, и способность сопереживать, быть на одной волне — никак не тренируется у взрослых и не формируется у детей. Они растут эмоционально-отчужденными. Поэтому с экранными технологиями надо разбираться немедленно. Американская ассоциация педиатров запрещает детям смотреть телевизор до двух лет, а компьютер — до трех.

Вероятно, нам нужно что-то такое, потому что из-за этого очень быстро истощается психика у детей. Задержки в развитии, болезни у них происходят еще и потому, что они занимаются монотонной и непосильной для их возраста работой. Кроме этого, нужно трезво оценить свои отношения с ребенком. Конечно, можно исправить ситуацию отчуждения между ребенком и родителем, увеличив время общения. При этом нужно четко понимать, о чем говорить с ребенком, когда вы рядом.

О чем?

Ольга Маховская: Прежде всего о чувствах. Дети живут на эмоциональной волне, они все прекрасно чувствуют — все тревоги, радости. Они самые счастливые существа на свете и самые несчастные. Потому что эмоции давят ого-го как!

А инструмента, который мог бы с ними справиться, у них нет.

Абсурд какой-то получается: в своем стремлении к совершенству мы потеряли самое элементарное — способность любить.

Ольга Маховская: Да, это то, чему приходится учить заново, откладывая в сторону все учебники. Современных мам приходится учить самым простым вещам: чтобы показать ребенку, что вы его любите, вы должны прижимать его к себе, смотреть ласково в глаза, дистанция между вами должна быть меньше двадцати сантиметров. Ну ерунда какая-то, правда? На механическом языке приходится описывать то, что любая мама из предыдущей генерации делала по наитию. В гонке за деньгами мы одичали. Мы не только детям забываем сообщать о своих переживаниях, но и друг другу тоже. Или редко спрашиваем «как ты» , или орем в изнеможении.

Татьяна Владыкина

Источник: rg.ru