Сегодня мы вспоминаем человека с необычайно широким кругозором в истории философии, гения немецкой литературы и величайшего мыслителя, который сам всегда скромно считал себя любителем, поскольку этот термин произведен от слова «любить», а свое творчество — «фрагментами огромной исповеди».
Кем же был поэт, подаривший миру «Фауста»?
Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) родился во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. С детства имел тягу к чтению, первые стихи написал уже в 8 лет. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, и последовавшие за ним 3 года обучения в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения. В возрасте 21 года Гете получил юридическое образование и защитил диссертацию на звание доктора прав в Страсбурге.
Искания поэтического стиля Гете проходило под влиянием идеолога движения «Бури и натиска» Гердера, который собирал народные песни и грезил о формировании оригинальной и великой немецкой литературы. Дружба с Гердером открыла новые горизонты перед молодым поэтом Гете и взрастила в нем веру в то, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а копией давних образцов. Впоследствии это убеждение стало главным творческим принципом мыслителя.
Самым совершенным творением Гете периода «бури и натиска», принесшим ему мировую славу, стал роман в письмах «Страдания молодого Вертера» (1774), раскрывающий в форме любовной истории неразрешимый конфликт между человеком и миром.
Революционное юношеское иконоборчество периода «Бури и натиска» недолго владело Гете. Пылкий юноша устроился на службу при дворе, которая коренным образом изменила его жизнь. Служба отнимала много времени. Кроме того, возраставший интерес Гете к естественным наукам толкал его на тщательные занятия минералогией, геологией, ботаникой, анатомией, остеологией, теорией красок, оптикой, уводя с поэтической стези. Как результат, за 10 лет службы (1776–1786) Гете не закончил ни одного значительного художественного произведения, не считая нескольких стихотворений и набросков будущих крупных произведений — Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister),Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso).
Взяв полуторагодичный отпуск, Гете уезжает в Италию, чтобы отвлечься, заняться незаконченными произведениями, лепкой и рисованием. В этот период идеалами Гете в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы.
После путешествий по Италии и француской революции Гете заканчивает ряд набросков и создает множество выдающихся художественных произведений: «Герман и Доротея», «Коринфская невеста», «Пандора», — а также издает статьи по мировой литературе: о литератоpax восточных, славянских, английской (Байрон и др.), французской, итальянской, испанской (Кальдерон и др.), о народной поэзии, о понятии — «всемирная литература» и др.
Но, безусловно, главным творением Гете является трагедия «Фауст», на создание которой у Гете ушло почти 60 лет (с перерывами). Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году в период «бури и натиска», а окончена она была всего за полтора года до его смерти — в 1831, когда в немецкой литературе господствовала романтическая школа. Произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы, ставит перед читателем основные вопросы, связанные с осознанием смысла человеческого бытия.