30 июня, 2011

Интервью с автором: Ткаченко Татьяна

Лето — жаркая пора для школьников! Списки книг для чтения на лето нагоняют тоску? Учитесь читать правильно!

Татьяна Александровна Ткаченко рассказывает о собственной системе обучения чтению, которая подробно изложена в новых книгах «Логопедический букварь» и «Читаем после Букваря», опубликованных издательством «Эксмо». А также раскрывает некоторые профессиональные секреты и дает родителям маленьких учеников ценные советы, как разжечь огонек знаний и научиться получать от занятий чтением удовольствие.


— Татьяна, не так давно в издательстве «Эксмо» вышли 2 ваши новые книжки «Логопедический букварь» и «Читаем после букваря». Расскажите о них подробнее: на детей какого возраста и уровня развития ориентированы эти издания, в чем их особенность.

Если речь ребенка развивается своевременно, то есть к 4 годам он овладел правильным произношением, легко формулирует свои мысли, связно рассказывает, не допускает грамматических ошибок, то читать он может по обычному букварю. И, по большому счету, не важно — какому. Другая история для тех детей, которые к 4 годам испытывают даже незначительные искажения произношения. Для овладения чтением им нужна особая система, особые приемы, формирующие прочную, однозначную связь между звуком речи и соответствующей буквой. —  Именно на таких детей и рассчитан мой «Логопедический букварь». Он имеет 12 особенностей, отличающих его от других букварей. Это система обучения из 20 этапов, интенсивный (блоковый) способ подачи букв, постепенное усложнение структуры слов, их звукового состава, вида предложений и пр. В букваре 165 оригинальных, занимательных текстов, среди которых: «вместечиталки», правила в стихах, рифмовки — «перепутанки», «трудноговорки». В книге даже шрифт особый. Но главное отличие моего букваря в том, что он помогает предупредить характерные ошибки, читать «как по маслу», без «провалов» и срывов, а значит, получать от чтения удовольствие.

Книга «Читаем после букваря», рассчитана на детей, которые освоили букварь, но по тем или иным причинам (независимо от возраста) нуждаются в улучшении навыков чтения. Изданий с подобными названиями (и обещаниями) много, но, как правило, тексты в них — это рассказы известных писателей, приспособленные для чтения детям, но не самими детьми. Большинство таких рассказов устарели по содержанию, непонятны и, следовательно, неинтересны ребенку. В моей книге 90 современных, эмоционально близких ребенку текстов. Они специально составлены с расчетом на плавное, постепенное усложнение: по объему, структуре предложений, слоговому составу слов и проч. К каждому тексту подобраны коррекционные вопросы и задания (всего их в книге около 200). Тексты разделены на 3 уровня сложности. Материалы книги ориентированы на развитие всех показателей чтения: его сознательности, точности, беглости, выразительности. Много лет я занималась проблемой предупреждения нарушений письма и чтения у детей. Утверждаю, что эта книга учитывает все виды типичных для первоклассников ошибок, помогает избежать их и достичь высоких школьных требований.

— В чем может быть уверен родитель, покупающий ваши книги для занятий с ребенком?

— Каждый автор может бесконечно хвалить свои книги, но единственным критерием истины, как известно, является практика.

Я логопед-практик с 40 летним стажем и все приемы, игры и упражнения, описанные в моих книгах, вышли из практики, практикой проверялись, пополнялись и уточнялись. Кроме того, около 30 лет я преподаю в институте повышения квалификации работников образования, где делюсь с практиками своими методиками, оттачиваю их на лекциях, сверяю с классическими и новейшими педагогическими технологиями, постоянно учитываю пожелания слушателей: учителей, логопедов, воспитателей. Родители могут быть уверены в главном — я делаю все, от меня зависящее, чтобы каждое пособие для детей было научным, занимательным и высокоэффективным.

— С чего начать знакомство ребенка с книгой? Как привлечь к ней и, главное, удержать внимание ребенка?

— Если ребенок не проявляет интереса к занятиям, ни в коем случае не принуждайте его, обучение «из-под палки» не приносит пользы. Лучше сядьте рядом с малышом, откройте книгу и начните выполнять понравившееся упражнение как бы для себя, но при этом проявите максимум интереса и артистизма. Затем изобразите, будто что-то у вас не получается. Ребенок, наверняка, захочет помочь, возможно «научить» вас. Так начнется совместная деятельность. Чтобы малыш захотел ее продолжить, предлагайте задания заинтересованно, внимательно выслушивайте все ответы, бережно исправляйте ошибки, не забывайте улыбаться, восторженно хвалить ученика за старание и достижения!

— Есть ли нюансы, которые стоит учитывать взрослому, незнакомому с учебной деятельностью? На что необходимо обратить особенное внимание при занятиях с ребенком по вашим книгам?

— В начале всех моих книг (во вступлениях) подробно объясняется — как заниматься с ребенком, что учитывать, на чем сосредоточиться. Чтобы в ходе занятий интерес ребенка не ослабевал, я стараюсь делать упражнения разнообразными, увлекательными, с веселыми историями и стихами, а сложность увеличивать постепенно. Редакторы и художники «Эксмо» прекрасно оформляют книги, делают их яркими и привлекательными. Поэтому, главное, что потребуется от ребенка — это желание заниматься, во всем остальном предлагаю довериться профессионалу!

— Где, как часто и насколько долго стоит заниматься с ребенком по книгам?

— Для занятий чтением ребенок должен сидеть в хорошо освещенном месте, за партой с наклонной поверхностью или класть книгу на специальную подставку. Для выполнения других упражнений можно работать с книгой, сидя на диване. Начиная занятия по книге, проводите их ежедневно, примерно в одно и то же время, тогда, когда умственная работоспособность вашего ребенка наибольшая. Продолжительность занятия зависит от возраста. В 4-5 лет она составляет 10-15 минут, в 6-7 лет до 25 минут. Однако при первых признаках неудовольствия или усталости занятие лучше отложить. Очень важно заниматься только на положительных эмоциях!

— Насколько полезными могут оказаться эти издания при подготовке ребенка к школе? Соответствует ли содержание книг современным школьным требованиям?

— Содержание моих книг, адресовано детям, готовящимся к школе, и естественно, согласовано как с Государственной программой дошкольного образования, так и с современными школьными требованиями. Родители и педагоги могут не сомневаться в эффективности моих разработок. Это надежный, «сертифицированный продукт». Методики рекомендованы: кафедрой логопедии Московского института открытого образования, крупнейшими в области логопедии специалистами и, наконец, высшим экспертным органом страны — Министерством образования Российской Федерации.

— Какие типичные сложности могут возникнуть при обучении ребенка грамоте и как их преодолеть?

— Все типичные сложности при обучении ребенка грамоте я бы разделила на 3 группы:

Первая группа сложностей касается личностного развития ребенка
Это могут быть: повышенная утомляемость, отвлекаемость, ослабленная зрительная память, сниженная работоспособность и пр. В таких случаях стоит направленно заняться выявленными проблемами, помнить, что от них напрямую зависит психологическую готовность ребенка к школе. При необходимости советую обращаться к психологу и психоневрологу.

Вторая группа сложностей касается состояния устной речи
К ним относятся: нарушение произношения, искажение слоговой структуры, ошибки в согласовании слов, употреблении предлогов и пр. Встретившись с этими трудностями, важно представлять, что письменная речь — отражение устной. Если ребенок говорит САЛЫ (вместо ШАРЫ), ВИСИПИСТ (вместо ВЕЛОСИПЕДИСТ), много ДЕРЕВОВ, то именно так он прочитает и напишет. Значит, без исправления устной речи ребенок не сможет грамотно писать и читать.

Третья группа сложностей касается овладения письменной речью
Труднее всего детям даются слова: с йотированными гласными (Я,Е,Ю,Е), многосложные (ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ), со стечением согласных (СТРАХ, ШТАМП), со смешиваемыми звуками ( ШОССЕ, ЗЕРКАЛА) и пр.

Вот в этой части могу успокоить родителей. Все сложности этой группы учтены при составлении моего «Логопедического букваря». И если для устранения сложностей 1 и 2 группы конкретной, одной книги не существует, то для 3-ей группы проблем такая книга есть!!!

— Что вы пожелаете родителям, занимающимся с детьми по вашим книгам?

— Дорогие родители!
1. Не стремитесь к рекордам! Лучше выполнить одно задание и добиться ощутимого результата, чем пробежаться по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.
2. Сталкиваясь с непониманием, не обвиняйте ребенка! Объясните материал на другом примере, в более доступной форме.
3.Стремитесь к самостоятельной деятельности ребенка, а не выполняйте задания за него.
4.Будьте неспешны, собраны, заинтересованы. Ваше состояние обязательно передастся ребенку.
5.Настройтесь на развитие, а не на поучение. Помните, что ребенок — это не «сосуд, который нужно наполнить», а «огонь, который нужно разжечь»!