30 декабря, 2016

10 цитат из статей Бенедикта Сарнова

Главный материал, из которого создается художественный образ — это душевный и жизненный опыт самого писателя

Бенедикт Сарнов (1927 — 2014) — литературовед и критик, автор книг о Самуиле Маршаке, Осипе Мандельштаме, Александре Солженицыне и многих других прозаиках и поэтах XX века, ведущий документальных фильмов «Сталин и писатели» и детских радиопередач «В стране литературных героев».

В 60-х годах Сарнов стал членом Союза писателей СССР, а в 90-х — секретарем Союза писателей Москвы. В 1989 году он основал рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников» в журнале «Огонек», был членом редколлегии журналов «Русская виза» и «Вопросы литературы».

Мы отобрали 10 цитат из статей знаменитого критика:

Роль «хранителя» культуры не менее важна, не менее необходима, чем роль творца. Особенно повышается она в эпохи, когда культуре что-либо угрожает, когда на нее покушаются, когда вспыхивает эпидемия погрома культуры. <...> хранитель испытывает острую неприязнь ко всему, что не укладывается в жесткие рамки его представлений о культуре. Постепенно эта неприязнь становится органическим свойством его личности. «Последний творческий акт: Случай Мандельштама»

Писатели стараются по возможности не прибегать к штампам, не использовать их в качестве «строительного материала» потому, что материал этот крайне некачественный. Готовый штамп, готовое клише — это словосочетание, настолько примелькавшееся, настолько стёршееся, что оно уже как бы не несёт в себе никакой эмоциональной информации, скользит мимо сознания, никак на него не действует. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина»

Достоевский так судорожно цеплялся за Бога именно потому, что он, как ему казалось, узнал о человеке нечто такое, о чем до него никто не догадывался. Его осенила ужасная догадка (и к ужасу его, каждым поставленным им экспериментом эта догадка подтверждалась), что гуманность — это только привычка. Что стоит только механически подставить вместо этой привычной системы нравственных координат любую другую, как в тот же миг все рухнет. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина»

Для политика идея — средство, а не цель. Она — тот цемент, который обеспечивает государству политическую и военную прочность.

Для интеллигента идея — конечная, высшая цель, единственный смысл и оправдание всей его жизни. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина»

Писание «в стол» имеет огромные преимущества. Главное преимущество — это полная, абсолютная свобода. Пишешь что хочешь и как хочешь. А ведь это — непременное условие всякого настоящего творчества.

Однако преимущество это имеет и свою оборотную сторону. Абсолютная, бесконтрольная свобода выражения в каком-то смысле опасна. Пишешь как бы для себя, не думая не только о редакторе, но забывая порой даже и о читателе. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина»

Художник — это, вообще говоря, человек, для которого стремление выразить себя есть единственное условие его существования. Иначе говоря, художник — это инструмент, посредством которого человечество осознаёт себя. «Последний творческий акт: Случай Мандельштама»

Если вы прочли книгу и она оставила вас равнодушным, не спешите сделать вывод, что книга эта недостаточно хороша. Может быть, это вы недостаточно хороши для нее. «Рассказы о литературе»

Настоящий писатель всегда говорит своим произведением гораздо больше того, что он хотел сказать. «Рассказы о литературе»

... Какая беда может случиться с человеком, особенно молодым, если слишком глубокой окажется пропасть между его книжными представлениями о жизни и ею самой, суровой, неприкрашенной. «Рассказы о литературе»

...Главный материал, из которого создается художественный образ — это душевный и жизненный опыт самого писателя. «Рассказы о литературе»


Читайте также