Главный материал, из которого создается художественный образ — это душевный и жизненный опыт самого писателя
Бенедикт Сарнов (1927 — 2014) — литературовед и критик, автор книг о Самуиле Маршаке, Осипе Мандельштаме, Александре Солженицыне и многих других прозаиках и поэтах XX века, ведущий документальных фильмов «Сталин и писатели» и детских радиопередач «В стране литературных героев».
В 60-х годах Сарнов стал членом Союза писателей СССР, а в 90-х — секретарем Союза писателей Москвы. В 1989 году он основал рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников» в журнале «Огонек», был членом редколлегии журналов «Русская виза» и «Вопросы литературы».
Роль «хранителя» культуры не менее важна, не менее необходима, чем роль творца. Особенно повышается она в эпохи, когда культуре что-либо угрожает, когда на нее покушаются, когда вспыхивает эпидемия погрома культуры. <...> хранитель испытывает острую неприязнь ко всему, что не укладывается в жесткие рамки его представлений о культуре. Постепенно эта неприязнь становится органическим свойством его личности. «Последний творческий акт: Случай Мандельштама» |
Писатели стараются по возможности не прибегать к штампам, не использовать их в качестве «строительного материала» потому, что материал этот крайне некачественный. Готовый штамп, готовое клише — это словосочетание, настолько примелькавшееся, настолько стёршееся, что оно уже как бы не несёт в себе никакой эмоциональной информации, скользит мимо сознания, никак на него не действует. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина» |
Достоевский так судорожно цеплялся за Бога именно потому, что он, как ему казалось, узнал о человеке нечто такое, о чем до него никто не догадывался. Его осенила ужасная догадка (и к ужасу его, каждым поставленным им экспериментом эта догадка подтверждалась), что гуманность — это только привычка. Что стоит только механически подставить вместо этой привычной системы нравственных координат любую другую, как в тот же миг все рухнет. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина» |
Для политика идея — средство, а не цель. Она — тот цемент, который обеспечивает государству политическую и военную прочность. Для интеллигента идея — конечная, высшая цель, единственный смысл и оправдание всей его жизни. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина» |
Писание «в стол» имеет огромные преимущества. Главное преимущество — это полная, абсолютная свобода. Пишешь что хочешь и как хочешь. А ведь это — непременное условие всякого настоящего творчества. Однако преимущество это имеет и свою оборотную сторону. Абсолютная, бесконтрольная свобода выражения в каком-то смысле опасна. Пишешь как бы для себя, не думая не только о редакторе, но забывая порой даже и о читателе. «Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина» |
Художник — это, вообще говоря, человек, для которого стремление выразить себя есть единственное условие его существования. Иначе говоря, художник — это инструмент, посредством которого человечество осознаёт себя. «Последний творческий акт: Случай Мандельштама» |
Если вы прочли книгу и она оставила вас равнодушным, не спешите сделать вывод, что книга эта недостаточно хороша. Может быть, это вы недостаточно хороши для нее. «Рассказы о литературе» |
Настоящий писатель всегда говорит своим произведением гораздо больше того, что он хотел сказать. «Рассказы о литературе» |
... Какая беда может случиться с человеком, особенно молодым, если слишком глубокой окажется пропасть между его книжными представлениями о жизни и ею самой, суровой, неприкрашенной. «Рассказы о литературе» |
...Главный материал, из которого создается художественный образ — это душевный и жизненный опыт самого писателя. «Рассказы о литературе»
|