Рассказываем, что из произведений автора сбылось в реальной жизни
К Виктору Пелевину у российских читателей особенное отношение: он и ироничный разоблачитель, и пророк. На форумах, посвященных его творчеству, можно найти множество совпадений, которые, как кажется фанатам, были предугаданы знаменитым автором. Мы считаем некоторые из них не лишенными здравого смысла и решили вспомнить сбывшиеся предсказания из прошлых произведений.
А еще, специально для поклонников творчества писателя, мы создали гид по его романам, который вы найдете здесь.
Герой «Generation „П“» Вавилен Татарский, бывший студент Литературного института, а на момент действия романа — успешный копирайтер, разработал концепцию продвижения «не колы»: «7UP — The Uncola».
Конечно, это вовсе не пелевинское изобретение: в 1968 году лимонад 7Up подавался американскими маркетологами именно как «не кола». Однако писатель русифицировал эту концепцию, придумав слоган: «Спрайт — не кола для Николы». Такой удачный PR-ход, в котором сочетаются и модные тренды, и апелляция к корням, российские бизнесмены упустить не могли. В 2005 году компания «Дека», анонсировавшая выпуск кваса «Добрыня Никитич», заменила название продукта на «Николу» и слегка переиначила слоган: «Квас не кола, пей “Николу”». По данным социологической службы «О+К», в 2007 году рекламную кампанию кваса запомнили от 58 до 89% опрошенных в зависимости от региона.
В этом же романе Пелевин говорил о березовом Спрайте. Такой газировки, насколько мы знаем, в реальности не было, зато появилась огуречная версия, а опыты по русификации зарубежных напитков продолжили на кофе. Так, несколько лет назад с легкой руки Д. А. Медведева «американо» получил второе название — «русиано».
Еще немного о рекламе. Впервые роман «Generation „П“» был опубликован в 1999 году, к тому моменту огромные рекламные билборды уже заполонили Москву и другие крупные города страны. Наивным потребителям предлагали (и предлагают до сих пор) самые разные вещи: от жевательных конфет и зубной пасты до тарифов мобильной связи. В романе Пелевина описана целая экономическая теория «орануса», где все оценивается в деньгах, и цель массы покупателей (именно массы, а не индивидов) не столько приобрести тот или иной товар, сколько заработать и потратить. Потребление в выдуманном мире возведено в культ, главным божеством которого стала вавилонская богиня Иштар, а ее главным инструментом — телевидение, способное проникать в самые дальние уголки человеческого сознания. Экраны превратились в порталы к жертвенному огню потребления, сжигающему личность человека.
С развитием интернета и особенно соцсетей, знающих про своих пользователей практически все, методы изучения сознания и вкусов потребителя возросли в разы. Качество работы искусственного интеллекта так высоко, что иногда кажется, будто реклама предугадывает твои желания. Не иначе как происки шумерских богов из пелевинского романа!
В своих книгах писатель много говорит об отношениях между людьми, а вернее об их распаде. В романе «S.N.U.F.F.» возраст согласия достигает 46 лет, а до этого момента персонажи живут со специальными куклами — сурами. Эти роботы умеют говорить, думать (и даже плести интриги) и, видимо, не так уж плохи в постели. Так что героев-людей все устраивает.
Что ж, с появлением в Москве кукольного борделя эта идея перестала казаться такой уж дикой. Современные роботы уже умеют многое, и человечество, кажется, не собирается останавливаться в их обучении. По прогнозам футурологов, к 30-м годам нашего столетия 10% всех половых контактов будет происходить между людьми и андроидами. В романе «iPhuck 10» писатель пошел еще дальше — и придумал мир, где секса между человеком и человеком нет совсем. Хочется надеяться, что до этого все-таки не дойдет.
На книги Виктора Пелевина действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.