Рассказываем о знаменитом философском романе
Фридрих Ницше — пожалуй, один из немногих авторов, чью популярность не подкосила даже связь его философии с идеологией национал-социалистов. Наиболее известный труд философа — «Так говорил Заратустра» — выходил с 1853 по 1855 годы и только в дореволюционной России выдержал два перевода и несколько переизданий. Свой след эта книга оставила в кино, живописи и, конечно, в музыкеЗнаменитый композитор и дирижер Рихард Штраус написал симфоничеcкую поэму «Так говорил Заратустра». .
Современным людям, помнящим о трагедиях XX века и знакомым с новой этикой, некоторые идеи из философского романа Ницше и вовсе кажутся пугающими. Рассказываем о них в нашем материале.
Определенно стоит, хотя бы для того, чтобы составить личное мнение. Концепция, высказанная в романе «Так говорил Заратустра» и в других текстах Ницше, вызывает множество споров и по сей день. Еще в конце XIX — начале XX века были те, кого возмущали подход философа и его учение о смерти Бога и становлении Сверхчеловека. Лев Толстой называл его «злым сумасшедшим» и удивлялся тому, как общество могло воспринимать такого человека как учителя. А Януш Корчак считал, что Ницше умер «в мучительном разладе с правдой».
И все-таки Ницше стал первым, кто громко заявил об эгоцентризме не как о грехе. Его Сверхчеловек принимает мир таким, какой он есть, берет судьбу в свои руки и сам становится творцом, преодолевая текущее человеческое существование так же, как изначально наши предки переросли обезьян. Антиподом Сверхчеловека стал последний человек — вечно стремящийся к комфорту, спокойствию и «сну».
Рассмотрим некоторые из идей Фридриха Ницше.
«Ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе».
«Так говорил Заратустра»
Учение Ницше в первую очередь ассоциируется с силой, индивидуализмом, преодолением христианских ценностей и запретов. Так что неудивительно его отношение к христианской заповеди «возлюби ближнего». В глазах философа это почти слабость или, как сказано выше, «дурная любовь к самим себе». Ницше предлагает любить «дальних» — тех, кто придет нам на смену и будет во многом лучше и, главное, мощнее нас.
«Вы не выносите самих себя и недостаточно себя любите; и вот вы хотели бы соблазнить ближнего на любовь и позолотить себя его заблуждением.
Я хотел бы, чтобы все ближние и соседи их стали для вас невыносимы; тогда вы должны бы были из самих себя создать своего друга с переполненным сердцем его.
Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить себя; и когда вы склонили его хорошо думать о вас, сами вы хорошо думаете о себе.
Лжет не только тот, кто говорит вопреки своему знанию, но еще больше тот, кто говорит вопреки своему незнанию. Именно так говорите вы о себе при общении с другими и обманываете соседа насчет себя».
«Так говорил Заратустра»
И все-таки Ницше высоко отзывается о дружбе. И в его концепции это отношения равных по духу и сильных людей, уже преодолевших в себе «тварь» и ставших «творцами». Ницшеанский Сверхчеловек любит жизнь и мир вокруг, а значит, высоко ценит не только друзей, но даже врагов. «Сколько даете вы другу, столько даю я даже своему врагу и не становлюсь от того беднее», — говорит Заратустра.
«Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок».
«Так говорил Заратустра»
Если судить по трактату, не углубляясь в подтексты и не давая собственные интерпретации сказанному, к женщинам Ницше относился с некоторым пренебрежением. Единственная их цель — рожать. И, возможно, они не так бесполезны, потому что приближают поколение Сверхлюдей.
Однако сами женщины — создания никудышные, ибо не умеют дружить, ничего не знают о чести, а уж про разум, кажется, вообще не слышали. «Женщины все еще кошки, — пишет философ. — И птицы. Или, в лучшем случае, коровы». Почему коровы лучше кошек, Ницше не поясняет.
«Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести.
Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.
Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.
Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна.
Кого ненавидит женщина больше всего? — Так говорило железо магниту: „я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе“.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет».
«Так говорил Заратустра»
Тут, увы, Ницше действительно выступает как женоненавистник. Однако не будем забывать, что он родился в середине XIX века и всю жизнь провел в обществе, где даже врачи считали женщин низшими существами.
«Один вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую наряженную ложь. Своим браком называет он это».
«Так говорил Заратустра»
И снова о женщинах, но уже в контексте брака. Тут Ницше несколько непоследователен. Брак вроде бы нужен для продолжения рода человеческого и приближения новых людей. Однако брака стоит желать только тем, кто уже победил свои чувства, «повелевает» и «господствует» над своими добродетелями. Но даже если мужчина уже близок к превращению в Сверхчеловека, то женщины все равно подведут.
«Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке.
Много коротких безумств — это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конец многим коротким безумствам.
Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу — ах, если бы могла она быть жалостью к страдающим и сокрытым богам! Но почти всегда два животных угадывают друг друга.
И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл. Любовь — это факел, который должен светить вам на высших путях.
Когда-нибудь вы должны будете любить дальше себя! Начните же учиться любить! И оттого вы должны были испить горькую чашу вашей любви.
Горечь содержится в чаше даже лучшей любви: так возбуждает она тоску по сверхчеловеку, так возбуждает она жажду в тебе, созидающем!».
«Так говорил Заратустра»
И все же брак Ницше называет «волей двух создать одного, который больше создавших его». Согласно его концепции, это не «узы», сковывающие человека по рукам и ногам, а возможность роста «вширь» и «ввысь».
«Поистине, есть целомудренные до глубины души: они более кротки сердцем, они смеются охотнее и больше, чем вы».
«Так говорил Заратустра»
Ницше всеми силами старался противопоставить свою книгу Библии и иудео-христианской морали. При этом в тексте «Так говорил Заратустра» встречаются и отсылки к новозаветному тексту. А еще философ все-таки поддерживает одну из библейских «добродетелей» — целомудрие, оговариваясь при этом, что оно должно идти от сердца и не быть в тягость.
«И как ловко умеет сука-чувственность молить о куске духа, когда ей отказывают в куске тела!
Вы любите трагедии и все, что раздирает сердце? Но я отношусь недоверчиво к вашей суке.
У вас слишком жестокие глаза, и вы похотливо смотрите на страдающих».
«Так говорил Заратустра»
Здесь философ наиболее гуманен к своим читателям и не навязывает необходимость целомудрия. Более того, он пропагандирует концепцию невинности, но это не всегда означает отказ от секса: «О, если бы вы совершенны были, по крайней мере как звери! Но зверям принадлежит невинность».
«Многие умирают слишком поздно, а некоторые — слишком рано. Еще странно звучит учение: „умри вовремя!“»
Сила, по Ницше, не только в том, чтобы стать господином своих «добродетелей», но и в том, чтобы «вовремя отойти от дел». Это утверждение, если принимать его ровно таким, каким оно представлено в цитате, пожалуй, самое опасное из всего романа. И, возможно, это объясняет, почему философия Ницше так популярна среди людей, чья профессия связана с силой и риском для жизни. Именно «Так говорил Заратустра» и Библия были самыми популярными книгами у германских солдат во времена мировых войн.
«Поистине, не хочу я походить на тех, кто сучит веревку: они тянут свои нити в длину, а сами при этом все пятятся.
Иные становятся для своих истин и побед слишком стары; беззубый рот не имеет уже права на все истины.
И каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и знать трудное искусство — уйти вовремя.
Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным, — это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили.
Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых — ждать до последнего дня осени; и в то же время становятся они спелыми, желтыми и сморщенными».
«Так говорил Заратустра»
Сверхчеловек Ницше — творец, а творчество невозможно без риска. Именно поэтому смерть, по мнению философа, должна оставаться частью жизни, которую в случае необходимости встречают легко и без страха.
Итак, мы показали лишь несколько цитат из философского романа и не стремились к глубокой интерпретации текста. Чтобы понять труд Ницше, лучше познакомиться с ним самостоятельно. Это как минимум занимательное чтение.
На все издания романа «Так говорил Заратустра» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.