Генеральный директор «Эксмо» дал большое интервью RTVI
Генеральный директор «Эксмо» Евгений Капьев стал героем выпуска программы «Хроники нового мира» на RTVI. В интервью он рассказал о сотрудничестве с авторами-иноагентами и западными писателями, о том, как изменился книжный рынок за последний год, как отразится на издательствах новый закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, а также о книгах в трендах TikTok и сложностях, с которыми столкнулся издательский бизнес. Публикуем тезисы из интервью.
− Как ни странно, рынок бумажных книг вырос за прошлый год. Мы еще подводим итоги, уже сейчас можно говорить о росте 10-15% в 2022-м. К сожалению, произошел он в основном за счет увеличения цен. Но даже в количестве экземпляров небольшой прирост есть.
− Что интересно, электронный и аудио-формат в предыдущие годы показывали феноменальные темпы роста. А в 2022-м электронка была близка к падению. По крайней мере, рост не такой большой, как раньше, — что-то на уровне 5%.
− Из-за того, что пока не сложилось правоприменительной практики и нет правоприменительных документов, и книжные магазины, и издательства перестраховываются.
− Жестких требований, что книги иноагентов надо заворачивать в непрозрачную пленку, нет. Насколько я помню, достаточно прозрачной пленки, также требуют ставить 18+ и спрашивать паспорт. Больше никаких требований нет.
− Объем продаж и объем книг иноагентов и книг про ЛГБТ крайне небольшой. Но важно, что даже в классике, в огромном количестве книг, есть упоминание о тех или иных ЛГБТ-отношениях.
− Везде, где есть хоть какое-то упоминание этой темы, включая мифы Древней Греции, мы всегда ставим 18+. Поэтому крайне важно, чтобы не было перегибов, чтобы мы не изъяли классику или научно-популярную литературу.
− Нельзя считать, что если из книг что-то убрать, то человек это не прочитает. Он это прочитает, только в другом месте, например в интернете. Но лучше, чтобы люди образовывались с помощью книг, поскольку издательство и автор несут ответственность за качество материала.
− Есть огромная проблема с пиратством. С марта 2022 года произошел серьезный рост посещаемости пиратских сайтов: 30-40% по некоторым сайтам, даже 50%. Мы удаляем в год где-то 500 тысяч пиратских ссылок.
− Вторая проблема — сложности с платежами. Если раньше люди оплачивали покупку в телефоне в приложении, то сейчас это или невозможно, или крайне сложно сделать.
− И третье: ушел Storytel, на аудиокниги это тоже повлияло. Мы увидели, что аудитория, к сожалению, не перешла ни на один другой ресурс. То есть люди слушали книги — и перестали слушать.
− 10-15 лет назад, когда только появились электронные книги, я приезжал на ярмарку во Франкфурте, все были мрачные, думали, что книгам конец, все пропало, все уйдет в цифру.
− Прошло несколько лет, оказалось, что электронные книги не замещают бумажные. Это дополнительный рынок, а бумажные книги как росли, так и растут. И прошлый год во всем книгоиздательском рынке — лучший год за всю историю во всем мире. Огромный рост продаж.
− Люди начали больше читать бумажные книги, потому что они обладают характеристиками, которые нравятся читателю: дизайн полиграфии, запах — очень много качеств.
− Дети и подростки читают больше, если взять долю чтения электронных и бумажных книг. Но если взять подростков, у каждого из которых есть телефон, то среди них чтение электронных книг практически минимальное. И это не только у нас, а во всем мире. Они любят бумажные книги, они вообще не понимают, как читать электронную книгу. Это, конечно, феноменальная аудитория.
− А в возрастной аудитории 55+, наоборот, чтение электронных книг гораздо выше, чем бумажных, что удивительно.
− За последний год, если говорить про большие жанры, шло развитие тенденций, которые были до этого.
− До последних двух лет в основном рос нон-фикшн, книги по саморазвитию. Но в последнее время пошел огромный рост художественной литературы.
− Первое — это подростковая художественная литература, Young Adult. Почему? Потому что в действительности книжные издатели — единственные, кто к подросткам относится с огромным уважением.
− Соответственно, книги делаются с вниманием к деталям, к тому, что подростка волнует. Огромный рост этого сегмента наблюдается во всем мире, сейчас это двузначные цифры роста.
− Второе направление, которое растет, — фантастика и фэнтези. Люди хотят улететь в будущее или перенестись в другой мир и отдыхать с помощью книг.
− Третье направление — классика, тем более классическая литература переиздается очень красиво. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Вся страна начала перечитывать классику — русскую и зарубежную. Для людей это стабильность, надежность и гарантия высокого качества.
− Микросегмент, который взлетел в продажах, — это эзотерика, в особенности карты Таро. Поскольку люди не понимают, что будет дальше, и пытаются находить ответы, они стали мегапопулярными.
− Второе такое направление — книги про преодоление, о людях, на чью долю выпало немало испытаний. Например, истории героев, переживших Освенцим. Такие книги тоже переживают ренессанс, потому что помогают читателям справляться со стрессом.
− У нас сейчас суперпопулярна книга «Иди туда, где страшно». Пользуются спросом и другие похожие книги, которые помогают справляться с непростыми ситуациями.
− Если говорить в целом про Великую Отечественную войну, то там минимальный всплеск интереса читателя. Может быть, из-за того, что в свое время интерес к этой теме упал, и у издателей сейчас не так много предложений. С другой стороны, у нас был большой красивый альбом «Герои России», который в том году продали моментально.
− У нас большие планы в этой области. Например, вместе с Российским географическим обществом мы делали книгу «Россия самая красивая страна». А сейчас готовим большую линейку книг о россиянах, которыми стоит гордиться, — и для детей, и для подростков.
− Появилось очень много альбомов про Россию. Люди хотят посмотреть, куда можно отправиться в путешествие по стране, соответственно, спрос растет.
− Всплеск интереса к Оруэллу в России уже, наверное, последние года четыре. Оруэлл очень хорошо продается.
− Есть такой интересный феномен во всем мире и в России — TikTok. Он пробудил интерес к книгам, которые до этого продались в количестве 5000 экземпляров и забылись, например Колин Гувер. После того, как в TikTok про нее сделали ролики, акцентировали на ней внимание и молодежь это увидела, в мире продажи достигли 10, а то и 20 миллионов. Во всех странах мира это топ-бестселлер. У нас в России она тоже хорошо продается.
− Многие книги просто взлетели благодаря TikTok. Книжный бизнес — один из немногих, на которые он оказал колоссальное влияние. Есть даже чарты «Бестселлеры TikTok». И люди покупают.
− Я в целом считаю, что поэзия в России недооценена. Мы наконец-то сформировали у себя поэтическое направление. Надеюсь, что в этом году будет много сильных русских поэтов.
− Да, к сожалению, отказы есть, по разным сегментам: и детская, и научно-популярная, и бизнес, и художественная литература.
− Мы видим в последнее время, что ситуация начала немного разворачиваться. Какие-то авторы, которые до этого отказывались от работы с Россией, сейчас готовы продолжать сотрудничество. Но ситуация крайне сложная.
− Есть один важный момент. У нас, в отличие от других медиабизнесов, длинные контракты. Например, старые книги Стивена Кинга еще продаются. Мы постоянно ведем переговоры, с кем-то удается договориться и вернуть на российский рынок.
− Комиксы — один из супертрендов. Сейчас в этом сегменте просто огромные продажи. Есть всплеск интереса к азиатской литературе. В Китае очень много сильных проектов. Издатели сейчас устраивают аукционы, чтобы получить права на их издание в России.
− Мы видим рост интереса к китайской литературе, особенно среди подростков.
− Такие книги бизнесу очень невыгодно издавать в России, риски крайне высокие.
− Я думаю, что вероятность появления таких книг у нас в стране крайне маленькая, тому много причин. И мы в своей редакционной политике тоже не рекомендуем редакторам их издавать. Опять же, исходя из рисков.
− Если взять западных авторов, то там тоже только топы могут жить на гонорары. Мы разговаривали с французскими писателями, они вообще шутили, что, условно, только 50 французских авторов могут жить на гонорары, а все остальные — нет. В англоязычных странах по-другому, потому что они продают много прав. У них налажена система, и они имеют с этого большие доходы.
− Книгоиздание — это все-таки бизнес. Соответственно, здесь все привязано к тиражам. Если у авторов высокие тиражи, то и высокие доходы. Мы за прошлый год больше одного миллиарда рублей заплатили русским авторам.
− Жалуются обычно те, у кого есть сложности с деньгами, но это все привязано, к сожалению или к счастью, к тиражам. Поэтому здесь единственный вариант для автора и для издателя — делать произведение лучше. Книги — это способность угадывать потребности аудитории, ее боль, понимать ее. Тогда это приводит к большим продажам.
*в России признана иноагентом