Рассказываем об авторе «Дамы с камелиями»
Говоря об Александре Дюма, мы чаще всего вспоминаем автора «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо». Но сын Дюма — Александр-младший — был не менее талантливым писателем. Его роман «Дама с камелиями» в свое время наделал много шуму и лег в основу прославленной оперы Джузеппе Верди «Травиата». Вспоминаем главные моменты его насыщенной биографии.
Александр Дюма-младший появился на свет в результате короткого романа Катрин Лор Лабе, владелицы маленькой домашней швейной мастерской, и ее соседа, скромного 22-летнего чиновника, недавно переехавшего в Париж. Как пишет Андре Моруа в романизированной биографии «Три Дюма», «голубоглазый квартерон был пылок, настойчив, немыслимо мужествен и невообразимо красив», но жениться не торопился.
Объявленный внебрачным ребенком, маленький Александр лишь в 7 лет был признан своим отцом, причем Дюма-старший, через суд отобрав сына у Катрин, не занялся воспитанием отпрыска, а отправил его в пансион. «Когда у тебя родится сын, люби его, как я люблю тебя, но не воспитывай его так, как я тебя воспитал», — говорил позже автор «Трех мушкетеров».
Время, проведенное в закрытом учреждении, оказало значительное влияние на формирование психики мальчика — Дюма-младший вспоминал его как ужаснейшее в своей жизни. Из-за своего происхождения Александру пришлось терпеть много насмешек и унижений.
«Мальчишки оскорбляли меня с утра до вечера, по-видимому, радуясь случаю унизить то имя, которое прославил мой отец, унизить, пользуясь тем, что моя мать не имела счастья его носить».
Александр Дюма-младший
Он признавался, «что так никогда полностью и не оправился от этого потрясения, что никогда, даже в самые счастливые дни своей жизни, не мог ни простить, ни забыть этой обиды».
Детские страдания определили не только характер Дюма-младшего. В отличие от крайне общительного и жизнерадостного отца, сын любил уединение и созерцательную жизнь, всегда пессимистично смотрел на вещи, а в зрелом возрасте сделался приверженцем самой строгой морали. Это же несчастливое детство сказалось и на его творчестве: он сострадательно относился к соблазненным девушкам, матерям-одиночкам, внебрачным детям и, в отличие от Дюма-старшего, предпочитал не выдумывать героев, а наблюдать за людьми. Любовь к матери научила его жалеть женщин, несправедливо выброшенных из общества.
«Женщина, несчастливая в браке и соблазненная девушка; соблазненная девушка и женщина, несчастливая в браке, — из этого круга Дюма не выйти», — писал драматург Анри Бек.
Дюма-сын с 18 лет начал писать стихи, выпустил сборник «Грехи юности», а за ним — небольшие повести и рассказы, однако публика встречала его работы равнодушно. Ему потребовалось самому пережить бурную историю, чтобы написать книгу, которую и сейчас считают его лучшим произведением.
«Бессмертная история влюбленной куртизанки, ты всегда будешь искушать поэтов!» — говорил о ней французский писатель Теофиль Готье.
Альфонсина Плесси, именовавшая себя Мари Дюплесси, была известной парижской кокоткой. Несмотря на сомнительное происхождение (ее предки были лакеями и крестьянами), отсутствие образования, а главное — обилие самых разных связей, Мари пользовалась огромной популярностью в высших кругах.
«Она была высокой, очень изящной брюнеткой с бело-розовой кожей. Головка у нее была маленькая, продолговатые глаза казались нарисованными эмалью, как глаза японок, только смотрели они живо и гордо; у нее были красные, словно вишни, губы и прелестнейшие на свете зубки. Вся она напоминала статуэтку из саксонского фарфора...» — так словами Дюма-сына описана Мари в книге Моруа.
Неудивительно, что молодой Александр был поражен в самое сердце и покорен. Непродолжительный, но бурный роман, закончившийся разрывом и скорой смертью Мари Дюплесси, продолжился в воображении Дюма-сына. Мари стала прототипом Маргариты Готье, героини романа «Дама с камелиями», — она страдала туберкулезом и потому более всего любила эти цветы без запаха.
Книга Дюма-сына не автобиографична. Несмотря на то, что в основе романа лежит личная история автора, в книжной реальности герой пытается вернуть грешницу к добродетели: «Я убежден в одном: женщине, которую с детства не научили добру, Бог открывает два пути, ведущие к нему, — путь страдания и путь любви». Книга имела огромный успех, туберкулез и бледность вновь приобрели в глазах публики мрачное очарование, женщины были растроганы, а Дюма-сын задумал поставить роман в театре. Случилось это не сразу: помешала революция, потом цензура — пьеса появилась на сцене в 1852 году. Годом позже состоялась премьера и оперы Верди.
Еще до романа с Мари Дюплесси Дюма-сын вел шумную парижскую жизнь.
«В своей жизненной философии я исхожу из предположения, что все мужчины — подлецы, а женщины — потаскушки. И если я вижу, что ошибся в отношении одного или одной из них, мое разочарование становится для меня источником не горя, а радости».
Александр Дюма-младший
Он нередко посещал девиц легкого поведения. Позже осуждавший адюльтер в своих пьесах, в молодости Александр не раз оказывался любовником замужних женщин. В восемнадцать лет у него случился первый такой роман с некой мадам Прадье. Безнравственная женщина спустя 25 лет послужила ему прототипом для героини книги «Дело Клемансо», вся первая часть которой в значительной степени похожа на автобиографию.
Еще одной его подругой стала русская графиня Лидия Нессельроде, «двадцатилетняя красавица, невестка премьер-министра России, беспощадная кокетка, женщина тонкая и образованная». Она крутила романы и жила в свое удовольствие, пока муж не увез ее из Парижа в 1851 году. Дюма-сын, переживая этот несчастный эпизод своей личной жизни, сделал Лидию прототипом героини романа «Дама с жемчугами».
В этом произведении он рассказал о своих отношениях, почти ничего не меняя. Героиня книги — иностранная герцогиня, в восемнадцать лет вышедшая замуж за знатного человека, а в главном герое Дюма-сын почти изобразил сам себя. Правда, в книге разлученная с любимым герцогиня умирает от тоски, в то время как в жизни Лидия быстро оправилась от разрыва и позабыла своего любовника.
Следом за романом появились две пьесы — «Диана де Лис» и «Полусвет», в которых Дюма-сын беспощадно расправлялся с нравами света, осуждал измены и авантюристок, охотящихся за наивными мужчинами. А поздняя пьеса «Господин Альфонс» и вовсе подарила французскому языку новое слово — имя бесчестного героя стало нарицательным.
Андре Моруа в своей книге задается вопросом о Дюма-сыне:
«Кем хотел стать он сам? Честным человеком, счастливым отцом семейства. Этого не случилось, и он стал Вершителем Правосудия, Другом женщин, но также их Судьей. Его персонажи, подобно мушкетерам, готовы были служить тому, что он считал подлинной справедливостью. Какова их цель? Спасти наивных молодых людей от опасных любовниц, белошвеек — от прожигателей жизни, простодушных молодых девушек — от развратных отцов семейства».
Но вопреки творчеству, сердце самого Дюма-младшего покорила новая возлюбленная — Надежда Кнорринг, неравно выданная замуж за старого князя Нарышкина. Она родила от Александра дочь, но выйти за него смогла только после того, как овдовела.
Сегодня Дюма-сын во многом находится в тени творчества своего отца. Однако во второй половине XIX века оба Дюма были одинаково знамениты. Похожие внешне, они сильно различались и по характеру, и по образу мысли.
«Я черпаю свои сюжеты в мечтах, а мой сын находит их в действительности. Я работаю с закрытыми глазами — он с открытыми. Я рисую — он фотографирует».
Александр Дюма-старший
Дюма-сын критиковал отца за долги, любовные связи и бесшабашный образ жизни — и мечтал доказать, что драматург может быть порядочным человеком. Однако, несмотря на все конфликты и недовольство, сын восхищался отцом: «Он такой, какой есть, не осознавая себя. По этому узнается настоящий самобытный гений». Дюма-младший черпал в своих отношениях с отцом сюжеты для пьес, так родились «Внебрачный сын» и «Блудный отец».
Впоследствии Андре Моруа так писал о Дюма-старшем:
«С массивной золотой цепью на белом пикейном жилете, обтягивавшем огромный живот, он сидел в театре и рукоплескал „Блудному отцу“; когда публика вызывала автора, он стоя аплодировал сыну и своим радостным гордым видом словно говорил всем: „Знаете, ведь эту пьесу написал мой мальчик!“»
На книги Александра Дюма-младшего действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.