24 марта, 2017

7 цитат из «Цусимы» Новикова-Прибоя

Казна с голоду не уморит, но и досыта не накормит

Советский писатель-маринист Алексей Новиков-Прибой (1877 — 1944) вошел в историю отечественной литературы как автор знаменитого романа «Цусима», который посвящен событиям Русско-японской войны 1904–1905 годов.

Прозаик сам был участником боевых действий на Дальнем Востоке. Он стал свидетелем разгрома эскадры вице-адмирала Рождественского, во время Цусимского сражения попал в японский плен. Именно тогда у него и возник замысел написать роман о трагедии русского флота. Подкрепив собственные воспоминания рассказами других военнопленных, он начал собирать материалы для своей книги.

«Цусима» увидела свет в 1932 году. И сразу же после выхода стала одним из самых известных и обсуждаемых произведений отечественной литературы о Русско-японской войне.

 

Мы отобрали 7 цитат из этого романа:

Один философ сказал: «Учись хорошенько слушать, ибо это полезнее, чем хорошо говорить».

Казна с голоду не уморит, но и досыта не накормит.

Я не раз задумывался над тем, до какого усовершенствования дошли люди, изобретая орудия разрушения. Совсем по-другому обстоит дело с земледельческими орудиями. От мотыги мы перешли только к сохе, от сохи – к плугу. Ничтожный прогресс! Тогда как орудия разрушения беспрерывно заменяются новыми, лучшими, и те из них, что были пять лет тому назад, уже считаются устарелыми. Неужели и в дальнейшем человеческий мозг будет направлен главным образом в сторону уничтожения и убийств?

Всякое оружие только тогда действенно, когда оно находится в умелых руках. Царские адмиралы не обладали этим качеством. Военные заправилы, для которых личные выгоды были выше всего на свете, тянулись к Дальнему Востоку в поисках легкой наживы, чинов и славы.

Раньше разбойников вешали на крестах, а теперь наоборот – разбойникам вешают на грудь кресты.

Я подумал: в словах пьяного машиниста была глубокая правда. Зачем ему и японскому матросу понадобилась война? Какие выгоды извлекут из нее рабочие и крестьяне того и другого государства? Я вспомнил, как однажды на ярмарке мне пришлось увидеть за двугривенный петушиные бои. Приученные к драке, петухи сражались с яростью: били друг друга шпорами, долбили клювами в гребень, в голову, в глаза? Что же получили за это изувеченные и окровавленные петухи? Ничего. Они старались, а хозяйская касса разбухала от денег. То же самое, но в больших размерах и еще ужаснее, происходит с людьми, участниками империалистических войн. В барышах остаются не те, которые, рискуя головой, непосредственно сражаются на поле брани. Поймет ли когда-нибудь трудящееся человечество всего мира эту простую истину? И скоро ли направит свое оружие в другую сторону – против поджигателей войны?

Мне очень нравится Лев Толстой. Никто из русских писателей не обрушивался с такой беспощадной критикой и смелостью на полицейско-поповский социальный строй России, как он. Через него я впервые познал всю несправедливость нашей жизни. С точки зрения властей – это самый опасный писатель для матросов. У многих он перевернул душу. Но с выводами его учения трудно согласиться, в особенности когда находишься на корабле в качестве нижнего чина. Предлагаемое им евангельское смирение, «непротивление злу» я очень много раз видел на практике. Стоит матрос. Подходит начальник и бьет его по правой щеке. Матрос не сопротивляется. Начальник бьет его и по левой щеке. Матрос опять не сопротивляется. Иногда смиренно выносит двадцать и больше ударов. Буквально поступает по учению евангелия Толстого. Перерождается ли от этого офицер? Становится ли он лучше, добрее? Нисколько. С таким же успехом будет колотить и других матросов. Совсем иные результаты были бы, если бы он получил от пострадавшего утроенную или удесятеренную сдачу.

Читайте также