19 февраля, 2025

Скорбь Сатаны: викторианский роман, ставший бестселлером

Рассказываем, в чем секрет популярности книги Марии Корелли

Скорбь Сатаны: викторианский роман, ставший бестселлером

Сегодня книга «Скорбь Сатаны» британской писательницы Марии Корелли переживает новый пик популярности. В России ее тираж уже составил 53 000 экземпляров, и, судя по тому, что книга уже несколько месяцев держится в топе продаж, эти цифры будут только расти.

Что это за роман? Как и когда он появился? И что нужно знать, чтобы его понять? На эти и другие вопросы отвечаем в нашем материале.

Новое слово в сюжете о сделке с дьяволом

Главный герой этой истории — Джеффри Темпест, молодой, талантливый, но нищий писатель. Он не желает жертвовать своим творчеством ради заработка и отказывается писать бульварные романы вместо того, чтобы говорить о высоком. 

Скорбь Сатаны -22% Скорбь Сатаны Мария Корелли 671 ₽ 860 ₽ -22% Купить

В момент отчаяния к Джеффри приходит князь-филантроп Лучо Риманез и сообщает, что его родственник-миллионер умер и оставил ему огромное наследство. С этого момента жизнь писателя меняется. Все, чего бы он ни пожелал, быстро сбывается, но при этом собственный характер Джеффри неуклонно портится.

«Корелли размышляет о жизни человека, о его желаниях, стремлениях, увлечениях. И заставляет читателя поразмыслить над тем, что такое праведность и как стоит жить, чтобы ее достичь. С определенной долей мастерства писательница показывает характерные черты современного ей общества — общества конца XIX века, заката викторианской эпохи», — рассказывает Влад Чарный, переводчик романа.

Современным читателям некоторые эпизоды книги могут показаться старомодными, а некоторые — циничными. И все же роман способен глубоко тронуть и увлечь. Более того, Корелли была одной из первых, кто по-новому взглянул на образ дьявола. Он — падший ангел, как никто другой знающий истинность Евангелия. Но ему запрещено проповедовать благую весть.

«Лучо Риманез — это такая смесь мильтоновского сатаны, Хитклиффа, мрачных романтических героев Байрона и, возможно, уальдовских персонажей. Корелли говорит о том, что его скорби исходят из отвращения, которое он испытывает к человечеству. Все те, кого он искушает, падают под его пяту и тем самым все больше отдаляют его от Бога», — делится Влад Чарный.

Абсолютный хит

«Скорбь Сатаны» — восьмой роман писательницы. И к моменту его выхода Мария Корелли уже была любима публикой. В первую неделю продаж книга разлетелась тиражом 25 000 экземпляров. За два месяца было распродано 50 000 томов. И это во много раз превосходило тиражи Оскара Уайльда, Артура Конан Дойла и других знаменитых викторианцев. 

Кадр из фильма «Скорбь Сатаны», 1926 год

Роман был экранизирован всего дважды, но зато с ним работали два новатора. В 1919 году образы Корелли на экране воплотил датчанин Карл Теодор Дрейер, а в 1926-м — американский режиссер Дэвид Гриффит.

В начале XX века роман был популярен и в России: отдельным изданием он вышел в переводе Елены Кохно в 1904 году. Но еще более удивительно то, что новая волна интереса к этой книге в нашей стране началась не так давно — в 2023 году. И сегодня тираж «Скорби Сатаны», как мы уже сказали, составляет 53 000 экземпляров.

«Мы видим, что читатели все чаще просят доставать „забытые“ книги. Многим уже претит прежний топ-30 классики издательств. И главное, сюжет романа — сделка с дьяволом — всегда интересует людей. А уж с необычным взглядом на сына Зари тем более. Когда произведение можно описать как мистический декадентский роман, его успех практически обеспечен».

Екатерина Емельянова, ведущий редактор группы зарубежной классической литературы

Екатерина уверена, что секрет (или даже сила) книги в том, что каждому из нас хочется верить в лучшее: что даже в плохом можно найти нечто хорошее и что все испытания окажутся позади, а мы — устоим и придем к цели.

«Вторая причина — интересный взгляд на природу зла и добра.

Третья — сильный образ Мэйвис Клэр и, конечно, притягательный Лучо Риманез. Последняя и самая простая причина — актуальность. Что сто лет назад, что сейчас тема влияния власти и денег на человека никуда не ушла. Примечательно и приятно, что роман написан женщиной. Представьте, это конец XIX века, пишет женщина с нетипичными взглядом на серьезные темы, смело и местами жестко».

Екатерина Емельянова, ведущий редактор группы зарубежной классической литературы

Путаница в авторах

Корелли была увлечена мистикой, так что ее проза насыщена темами о переселении душ, свойствах гипноза и историями об астральных телах. Считается, что роман «Скорбь Сатаны» был написан под влиянием идей русского религиозного философа Елены Блаватской, которая изучала в том числе люциферианский оккультизм. Впрочем, конец XIX — начало XX века — время «расцвета» самых разных монстров и период интереса к вампиризму.

-22% Скорбь Сатаны Мария Корелли 965 ₽ 1238 ₽ -22% Купить

Сатана Корелли — князь Лучо Риманез (Италия и итальянские имена — еще одна слабость писательницы) — похож на классического вампира, которого мы встречаем еще у Джона Полидори: «превосходно очерченное лицо», необычайная бледность, «большие черные глаза, взгляд которых загадочным образом полнился и веселостью», «безупречная линия губ, красивых, но крепко сжатых».

Скорее всего, схожесть Риманеза с вампирами и большое количество литературы о них могут объяснить досадную ошибку, которую совершили российские издатели в начале XX века. Они перепутали авторов двух ужасно популярных произведений. И «Скорбь Сатаны» была подана под авторством Брэма Стокера. А «Дракула» — как роман Марии Корелли.

Беспощадная критика

Несмотря на огромную популярности среди обычных читателей, книга была холодно встречена критиками. Корелли обвиняли в слабости диалогов, излишней нервозности и сентиментальности, плагиате и прочих литературных грехах. Интересно, что Джеффри Темпест, появившийся в 1895 году, очень похож на уальдовского Дориана Грея (о нем читатели узнали на пять лет раньше), но именно Оскар Уайльд высоко оценил труд Корелли и высказывался в ее защиту.

«Она видела себя как проповедника, как фигуру, которая стоит особняком в литературе, возвышаясь над всеми современниками. Свою позицию она выражала совершенно открыто: громила критиков, которые ее не любили, и пыталась возвысить преданных читателей. Медийный образ Марии Корелли сквозит во всем тексте „Скорби Сатаны“ и от него никуда не спрятаться. Это позиция и выбор автора», — делится своими наблюдениями Влад Чарный.

Переводчик уверен, что все недостатки романа — это недостатки самого автора, чья личность в полной мере отразилась в книге. И от этого читать становится только интереснее.

Кадр из фильма «Скорбь Сатаны», 1926 год

Ирония и феминизм

«Скорбь Сатаны» действительно наполнена аллюзиями, интересными образами и, несмотря на дух мессианства, самоиронией! В уста обольщенного дьяволом Джеффри Темпеста автор вкладывает следующий пассаж:

«Мужчина всегда остается мужчиной — женщина лишь его придаток, и, не будучи красивой, она не может претендовать ни на его любовь, ни на его поддержку».

А Лучо Риманез, пусть и с явной насмешкой, поддакивает ему:

«Женщина — не что иное, как самка человека, вместо души в привычном понимании у нее есть лишь непроизвольное отражение мужской души; за неимением логики она неспособна формировать верное мнение о чем бы то ни было. Вся мошенническая религия держится на этих истеричных созданиях, незнакомых с математикой. Любопытно, что, будучи столь ничтожными, они умудрялись сеять столько несчастий по всему свету, расстраивать замыслы мудрейших правителей и их советников, которые, будучи мужчинами, должны были бы подчинить их себе. А в наши дни они стали совершенно необузданными».

Несложно догадаться, что именно такой «необузданной» и неподчиненной женщиной была сама Мария Корелли — популярнейшая писательница, которая всю жизнь вела борьбу с критиками, и человек, восстановивший исторический облик родины Шекспира — Стратфорда-на-Эйвоне. Так что роман стоит прочитать в том числе и ради того, чтобы чуть больше узнать эту невероятно интересную женщину.

Читайте также