Советы психолога и полезная серия детских книг для совместного чтения
Суперспособности современного человека — умение делать выбор и брать ответственность на себя. С ними он остается хозяином своей судьбы и проще адаптируется к самым сложным обстоятельствам. Как воспитать в ребенке самостоятельную личность и показать ему, что выбирать — это интересно и не страшно? Разбираем вместе с психологом.
Вся наша жизнь — это череда больших и маленьких выборов. Съесть шоколадку или отправиться на тренировку; полночи досматривать сезон любимого сериала или выспаться перед важной встречей; провести вечер в компании с интересной книгой или встретиться с приятелями, которых давно не видел. У каждого из решений будут последствия — заметные и не очень, но каждое из них так или иначе влияет на жизнь. Для детей же ситуации выбора помогают сформировать самостоятельность и инициативность.
«Осознание наличия выбора, причин и последствий каких-либо поступков постепенно формируется у детей ближе к подростковому возрасту, к 11-12 годам. До этого времени необходимо обязательно искусственно создавать ситуации выбора и проговаривать последствия того или иного действия, таким образом, расширяя представления жизненного опыта. Если постоянно решать за ребенка, предлагать ему один вариант развития событий, то он в дальнейшем в самостоятельной жизни не сможет объективно оценить свое поведение», — объясняет педагог-психолог Анастасия Шаталова.
Поскольку маленькие дети еще не умеют планировать и заглядывать в далекое будущее, мы выпустили серию книг «Учимся делать выбор», которая им поможет. В ней рассказывается всего об одном дне простого мальчишки Дэнни, который сталкивается со сложными для него ситуациями, в которых надо делать выбор. Например, утром он хотел есть оладьи из тарелки с ниндзя, но мама отдала ее младшему брату. Как поступить? Читателям возрастом от 4 до 7 лет предлагается вместе с Дэнни сделать выбор: устроить скандал или смириться — и посмотреть, что случится дальше.
Слово «ответственность» может звучать пугающе. Именно поэтому современному родителю важно найти подходящую интонацию для разговора, чтобы ребенок почувствовал, что самостоятельный выбор — это история про свободу и независимость, а не только про неприятные последствия.
«Рассмотрим варианты. В одном родитель рассказывает об ужасных последствиях каких-либо действий, ярко эмоционально окрашивая, субъективно негативно оценивая. Когда чувствуется повышенная тревожность, то в сознании ребенка формируется страх. Данный страх распространяется не только на определенные действия, а вообще на саму ситуацию выбора. Такие дети часто перекладывают ответственность за свои неудачи на других, не проявляют инициативы в деятельности и общении.
В другом родитель в спокойной обстановке, в доверительном общении рассуждает о каких-то поведенческих моментах других детей, киноперсонажей, книжных героев, высказывает свое отношение, спрашивает мнения своего ребенка. Последний в этом случае учится объективно оценивать ситуацию со стороны, спокойно делать выбор и не бояться ответственности.
Основной задачей родителей является не напугать, не навязать, а аккуратно рассказать и предостеречь, показать, что у поступков могут быть как положительные, так и негативные последствия», — говорит Анастасия Шаталова.
Книги из серии «Учимся делать выбор» моделируют множество ситуаций, предлагая читателю сделать выбор. В зависимости от него будет меняться сюжет истории, а главные герои — радоваться, расстраиваться или испытывать злость. Вместе с ними малыш проживет эти эмоции, поймет, какое решение было бы комфортней, но самое главное — увидит, что любую ошибку можно исправить. Ведь родители и Дэнни, и Дарлин спокойно объясняют им, в чем те были не правы, и находят слова поддержки.
По словам психолога, маленькие дети в силу возраста и развития не понимают причинно-следственных связей, а просто выбирают для себя более комфортную стратегию поведения, исходя из прожитого опыта, воспитания, увиденного и услышанного. Если что-то причинило боль, то ребенок в дальнейшем будет избегать ситуаций, причиняющих боль. Если ребенку что-то принесло радость и успех, то он будет стремиться к действиям, которые снова подарят те же ощущения. И тут на помощь приходят книги и сказки.
«С помощью сказок можно рассказывать о богатстве межличностных отношений, прививать ценности, корректировать и лечить. Этот метод отлично работает и с детьми и с родителями. С помощью сказок, так же как и с помощью историй, можно выстроить связь между вымышленными событиями и поведением в реальной жизни. Тексты сказок, историй вызывают активный эмоциональный отклик и задействуют одновременно два психических уровня: сознательный и бессознательный», — объясняет Анастасия Шаталова.
Примером того, как от выбора стратегии поведения меняется результат, может стать почти любая сказка или история. Но что если вам важно проговорить конкретные бытовые ситуации? Например, как важно вовремя закончить игру, чтобы не опоздать в школу. Или почему, если ребенок нашел игрушку, лучше найти ее хозяина, а не забирать себе. Книги «Как поступить Дэнни в школе?», «Как поступить Дарлин?» хороши тем, что предлагают детям примерить на себя разные варианты развития событий и даже прочувствовать их. И все это в формате увлекательной истории, прожить которую можно несколько раз.