«Красные цепи» и «Молот ведьм» Константин Образцов про классические книги о магии, алхимии и вампирах">
Автор триллеров «Красные цепи» и «Молот ведьм» Константин Образцов про классические книги о магии, алхимии и вампирах
«Итак, принимайте. Сначала классика: Альберт Великий „Чудесные тайны натуральной магии“, Лионское издание 1786 года, и Роджер Бэкон „Опус тертиум“, сравнительно новое издание, но все равно замечательное — Лондон, 1859 год. Дальше: Джамбаттиста делла Порта, три книги: „О небесной физиогномии“, „О человеческой физиогномии“ и „Натуральная магия“, 1616, 1650 и 1651 годы соответственно. Так, вот еще Корнелий Агриппа фон Неттесгейм „Оккультная философия в трех книгах“. Арнальдо де Виланова „Зеркало алхимии“, Блез де Виженер „Трактат об огне и соли“ и Освальд Кроллий „Королевская химия“. К этому еще Раймонд Луллий „О тайнах природы, или Квинтэссенция“, очень редкое венецианское издание 1542 года, и классика: Парацельс „Трактат о трех первоэлементах“. И то, что Вы просили по герменевтике: „Герметический музей“, Лейпциг, 1749 год, Никола Ленгле-Дюфренуа „История герметической философии“ и Генрих Кунрат — автор небесспорный, но все же будет полезно посмотреть вот это: „Амфитеатр вечной мудрости“. Ну и вот вам в дополнение работы Яна Баптиста ван Гельмонта и Роберта Фладда».
Думаю, многим памятен этот фрагмент из романа «Красные Цепи», когда главный герой, идущий по кровавой цепочке следов, оставленной в прахе столетий и пыли ветхих книг, сталкивается на этом пути с целой бригадой славных ученых мужей прошлого, словно восставших из забвения тяжелыми кожаными переплетами и пожелтевшими страницами старинных фолиантов.
Конечно, сам автор при написании романа пользовался другими изданиями; было бы манерным лукавством утверждать, что я работал с редчайшими первоисточниками, причем именно означенных выше годов издания. Далее приводится список литературы, вполне достаточный для любознательного читателя, который хочет глубже изучить и понять оккультную философию, герметизм и одну из трех его составляющих — алхимию. Перечень составлен по принципу от частного к общему, где вначале идут исследования и компиляции, а далее — непосредственно первоисточники, более трудные для восприятия и рекомендованные к прочтению только тем, кто по-настоящему заинтересуется рассматриваемыми в них предметами. Во всех случаях я указываю выходные данные имеющихся у меня книг для облегчения их поиска; возможно, есть и другие издания, однако мне они неизвестны.
Наверное, это лучшее и наиболее исчерпывающее исследование по предмету, вынесенному в заглавие книги. Можно принять как учебник для начинающих и смело погружаться в чтение, следуя за автором от Месопотамии до Европы и от V тысячелетия до н.э. до XIX века. Особенно ценно то, что автор воздерживается от оценочных суждений, оставаясь, сколько это возможно, на позициях объективного исследователя и рассказчика. Еще один большой плюс книги — обширный список использованной литературы.
Определения «лучшее и исчерпывающее», адресованные выше прекрасному Зелигманну, в полной мере соответствуют и труду «История вампиров». Причем если по истории оккультизма есть множество других работ, то я не знаю другого автора, который так внимательно исследовал бы предмет вампиризма в его культурном, метафизическом и историческом аспектах, как это сделал Август Монтегю Саммерс. В отличие от Зелигманна его стиль изложения эмоционален, ярок, он не избегает оценок, но это далеко не всегда является недостатком.
Самый значимый труд по алхимии одного из первых известных исследователей, английского ученого и естествоиспытателя XIII века. Для всех, кто желает глубже погрузиться в изучение алхимической теории с опорой на первоисточники, произведение программное и необходимое.
Труд врача, ученого, основателя ятрохимии, уделявшего особое внимание применению оккультных и алхимических практик в медицинских целях. Связующие элементы макро- и микрокосма, начала философской антропологии — это все здесь. Для тех, кто задумывался о возможном содержании трактата «Rubeus Vinculum», в этой книге найдутся ответы на многие вопросы.
Кроме изложения нового взгляда на алхимические первоэлементы в контексте развития идей Парацельса, в книге есть изложение основ теории алхимической каббалы; можно сказать, что Блез де Виженер — разносторонне образованный человек, дипломат, криптограф, алхимик — в своем труде обозначил как раз ту связь различных оккультных практик, о которой говорится в романе «Красные Цепи».
Было бы неверно, рассказав об источниках, послуживших первоосновой для некоторых идей «Красных Цепей», обойти вниманием литературу, посвященную культурно-историческому феномену ведьмовства, на которую автор опирался при работе над романом «Молот Ведьм». Недаром и в само заглавие моей книги вынесено название знаменитого богословско-юридического трактата Якоба Шпренгера и Генриха Крамера: ведь именно этот труд двух славных доминиканцев XV века во многом определил развитие событий в романе и самым роковым образом повлиял на судьбу главного героя. Поэтому, кроме собственно оригинального «Молота Ведьм», я рекомендую к прочтению следующие работы, посвященные истории ведьмовства и инквизиции:
Еще одна книга неутомимого преподобного Саммерса со всеми присущими его творчеству чертами: прекрасным исследовательским материалом, подкрепленным множеством исторических и документальных источников, бойким слогом, полемичностью и культурологическим анализом. Представленную в этой работе точку зрения я разделяю полностью, потому и ставлю на первое место в списке рекомендаций. К этой рекомендации присоединяется также Аркадий Романович Каль.
Гораздо более значительным трудом Маргарет Мюррей является монография «Культ ведьм в Западной Европе», но и «Бог Ведьм» тоже во всей полноте отражает неоязыческие философские воззрения автора. Я считаю неверной идеологическую ангажированность при составлении списка литературы, и вот — прекрасное произведение главного противника и оппонента Августа Монтегю Саммерса. Маргарет Мюррей утверждала праязыческое происхождение ведьминских культов, относила истоки ведьмовства к некоей древней, дохристианской общеевропейской религии, а также полностью отрицала нравственную индексацию ведовских ритуалов. Если для Саммерса «ведьма — анархист и еретик», то для Мюррей — натурфилософ, практикующий траволечение и заботу об окружающей среде. Полемика Саммерса и Мюррей длилась вплоть до 1948 года, до самой смерти преподобного, которого Маргарет Мюррей пережила на 15 лет — при том, что была старше на целых 17. Сама она отошла к иной мир, успев отметить вековой юбилей; возможно, это что-то значило. Как бы то ни было, для полноты изучения феномена ведьмовства и его интерпретации различными исследователями «Бог Ведьм» рекомендуется к прочтению, в том числе и Викторией Камской.
Для приверженцев рациональной точки зрения на феномен ведьмовства книга Я. Канторовича представит обширный доказательный материал. Будучи гуманистическим рационалистом, Канторович полностью отрицает какое бы то ни было метафизическое или оккультное содержание в рассматриваемом вопросе, полностью объясняя «охоту на ведьм» XV и более поздних веков отчасти невежеством, отчасти особенностями общественно-политической ситуации. Наверное, когда-то этот труд был бы особенно близок Алине Назаровой.
Завершая наш небольшой обзор, хочу пожелать любознательному читателю приятного и увлекательного погружения в захватывающий, поражающий воображение и таящий немалые опасности мир метафизики и оккультизма, предостерегая, однако, от излишнего усердия, ибо, как метко заметил Яков Самуилович Роговер: «Такие книги могут читать вас с не меньшим успехом, чем вы их. А прочитав, сделать свои выводы».