10 июля, 2015

Хотите быть счастливыми? Читайте умные книги

Американский ученый Дэвид Кидд рассказал о пользе умных книг, опасности хэппи-эндов и величии русской литературы.

Чтение качественной художественной литературы, в том числе классики, способствует развитию навыков, помогающих в отношениях с окружающими людьми. Это в своем исследовании доказали американские ученые Дэвид Кидд и Эмануэль Кастано. Дэвид Кидд в интервью сайту «Эксмо» рассказал о пользе умных книг, вреде хэппи-эндов и величии русской литературы, которая вдохновила его на исследование.

— Дэвид, с чего началось ваше исследование?

— Отчасти оно началось с моего опыта изучения русского языка и литературы. Подростком в южном Техасе я читал романы Толстого и Достоевского. Это были первые книги, которые по-настоящему подтолкнули меня к более глубокому пониманию себя и окружающих. Во время обучения в колледже Университета Эмори я продолжил знакомство с русской литературой под руководством профессора Елены Глазов-Корриган. Я узнал о других русских авторах от Пушкина и Лермонтова до Хармса и даже Пелевина. Но наиболее близкими для меня стали Чехов и Булгаков.

В конце концов, я получил возможность провести семестр в МХАТе, во время которого я улучшил свой русский и приобщился к щедрой и интеллектуально стимулирующей культуре, которую нашел в Москве. Посещение блестящих театральных постановок во МХАТе и других московских театрах вдохновили меня на то, чтобы заняться изучением психологического воздействие искусства на человека. Конечно, прошло много лет прежде чем эта мысль оформилась в реальные эксперименты, но корнями данное исследование уходит в богатую почву русской литературы.

— Так чем же полезна художественная литература? Какие социальные навыки она развивает?

— Структуру субъективного мира, или теорию разума. Это способность личности представлять себе душевное состояние другого человека (его мысли и чувства). Это лишь один из социальных навыков любого человека. Скажем, когда мы едем на метро, окруженные морем людей, то не задумываемся о том, что каждый из них хочет или чувствует. Или когда в продуктовом магазине мы оплачиваем покупку, нам не нужно думать: «Возможно, кассир хочет, чтобы я передал ему немного денег». Проще говоря, многое в нашем социальном поведении уже прописано и основано на наших знаниях о том, как мы должны вести себя в зависимости от ситуации и нашей социальной роли в настоящий момент. Это одно. А теория разума помогает нам в нестандартных ситуациях, она дает нам возможность быть психологами по случаю.

— Насколько сильно чтение влияет на развитие данного навыка?

— В наших экспериментах участникам предлагали провести 15-20 минут за чтением книги, и улучшения, которые они демонстрировали в результате тестов были небольшими. Сейчас у нас есть дополнительные данные, показывающие, что чтение художественной литературы на протяжении всей жизни дает более продолжительный стабильный эффект. Но в целом я думаю, что есть множество отличных поводов для чтения кроме тренировки теории разума.

— А какие книги оказались более эффективными?

— Это литература, которая более сфокусирована на характерах, чем на сюжете, она также должна заставлять читателя делать его собственные суждения в отношении героев, чем просто следовать авторской оценке. То есть вместо того, чтобы просто написать, что обычный чиновник одержим деталями, писатель может изобразить его аккуратно копирующим буквы. В английском языке есть клише, что хорошие писатели показывают, а не говорят. Когда писатель просто говорит читателю, как думать, тот становится более пассивным, так как у него нет необходимости делать выводы самостоятельно. Когда писатель «показывает», читатель более вовлечен в текст. Проще говоря развитию теории разума способствует литература, которая концентрируется на героях и характерах, а не на сюжете, и та, которая не ограничивается одной трактовкой.

— В вашем исследовании говорится, что в этом смысле массовая литература практически не эффективна.

— Дело в том, что популярная литература чаще работает со стереотипными персонажами. В массовой литературе герои служат целям сюжета и глубоки ровно настолько, насколько это нужно для развития действия. Но если взять «Братьев Карамазовых», которые по сюжету являются детективной историей, то мы поймем, что нам важно не то, кто убил их отца, а откровения и трансформации героев, их отношения в ходе романа. Я бы также указал на то, что есть популярные произведения, которые подталкивают читателя думать и анализировать действия персонажей. Такие книги также будут положительно влиять на теорию разума.

— А наличие хэппи-энда в истории влияет на теорию разума?

— Я бы сказал, что более реалистические истории, которые чаще заканчиваются плохо или имеют открытый финал, сильнее влияют на теорию разума. Счастливый финал сам по себе упрощает сложность реального мира. На этот счет есть интересное исследование Маркуса Аппеля, в котором он изучал эффект просмотра обычных телесериалов на представления о справедливости. Поклонники обычных телевизионных драм считали, что с хорошими людьми должны происходить хорошие вещи, а с плохими соответственно плохие. В историях со счастливым концом также часто присутствует чистое добро и чистое зло, что развивает примитивные представления об окружающих, и таким образом человек не понимает, что у других людей могут быть сложные мысли и чувства.

— А чем вообще полезно знание и понимание чувств и мыслей других людей? Можно ли считать это ключом к успеху?

— К сожалению, нет. В достижении большого успеха высокий уровень теории разума, скорее помеха, поскольку успешные и влиятельные люди редко считаются с чувствами окружающих.

— Зачем тогда нужно развивать и прокачивать этот навык?

— Он в первую очередь полезен в близких отношениях с нашими семьями и друзьями. Опять же он важен для умения работать в команде или создавать благоприятную атмосферу в коллективе. То есть чтобы чувствовать себя счастливым на работе и дома.