«Российская газета» выяснила, почему падают тиражи печатных книг.
По данным ВЦИОМ, сегодня лидерами продаж в книжных магазинах являются издания Дарьи Донцовой, Юлии Шиловой и Татьяны Устиновой: их книги выходят миллионными тиражами. Вместе с тем 37 процентов россиян признаются, что ни разу за год не брали в руки художественной литературы. В целом же книги в России издаются все меньшими и меньшими тиражами.
В поисках причин падения у среднестатистического россиянина интереса к чтению эксперты выдвигают самые разные гипотезы: начиная от роста цен на типографскую бумагу во время экономического кризиса и заканчивая духовными проблемами нации. Сходятся специалисты только в одном: ситуация, в которой романы и детективы Дарьи Донцовой выходят тиражом 5,4 миллиона в год, в то время как общий объем напечатанной классики снижается с каждым годом, практически закрывает издательский рынок для авторов без имени и без денег.
Петербургский писатель и журналист Илья Стогов утверждает, что вложения в рекламу и «раскрутку» книги должны составлять несколько десятков тысяч долларов для того, чтобы издание стало узнаваемым. Другого способа как будто бы нет: массив литературы, проходящей через издательство, зачастую никто не читает.
— Я человек небогатый, поэтому писать вынужден достаточно много, — рассказывает Стогов. — В какой-то момент я понял, что ресурс своего имени я в достаточно высокой степени исчерпал и нужно искать новые пути. Я написал книгу и под псевдонимом отправил ее в четыре издательства. Причем замечу: я знал, куда ее нужно отправлять, каким людям, на какие адреса. Я ждал полгода: результат — нулевой, мне даже никто не ответил.
Книга в свет все равно вышла. Но после ее публикации сотрудник одного из издательств, в которое отправлял рукопись под псевдонимом Стогов, задал автору вопрос: «А почему ты нам ее не принес?»
Одна из причин отсутствия у издателя интереса к потенциальным писателям — ограниченное количество имен, которое может вместить издательский рынок.
— В крупных книготорговых сетях 80 процентов прибыли приносят те 5 позиций, которые, как правило, лежат на лотках у входа в магазин. Эти 5 позиций обновляются один раз в месяц, — подсчитывает Стогов. — То есть в год на этих лотках могут смениться 60 имен. Таким образом, в течение 3 лет о себе могут заявить порядка 200 писателей. И все. Продавать большее количество имен или книг — просто невыгодно.
Потребительский рынок этого
— И только одно-два издания из 200 могут считаться книгой для чтения интеллигентами, — резюмирует Стогов.
Руководитель небольшого петербургского издательства Александр Житинский отмечает, правда, что проблема не только в том, что книг никто не читает, но и в том, что их еще и редко кто пишет.
— Как издатель я, конечно, прочитываю большое количество текстов, — говорит редактор, — читаю обычно первые несколько страниц и последнюю: этого достаточно, чтобы оценить уровень. Так вот, исходя из того, что мне приходится читать, могу сказать: ситуация ужасна. Большая часть вещей не просто бессодержательна — она написана без всякого понятия о вкусе. За год мне удается открыть, может быть, несколько имен. Этим талантливым людям я стараюсь помочь: публикую небольшими тиражами —
Проблема не только в отсутствии рынка сбыта, но и в высокой себестоимости одной книги при таких маленьких тиражах.
— Если на выходе из издательства книга стоит 170 рублей, то к моменту ее появления на прилавке ее цена, за счет транспортных расходов, наценок автора и продавца, будет составлять уже 600 рублей, — подсчитывает Житинский.
Такой рыночный расклад заставляет авторов искать альтернативные пути. Один из них сейчас становится все более популярным — издание книг по требованию — book-in-demand.
«Книга или ее аннотация публикуется в Интернете, — рассказывает Житинский. — Если кто-то заинтересован в том, чтобы получить печатный экземпляр, он делает заказ, и книга печатается конкретно для него в течение 10 дней». Такой способ позволяет избежать излишних финансовых вложений в публикацию издания, которые при тираже, например, в 500 экземпляров будут составлять
По словам эксперта, существует, правда, и еще один способ компенсировать затраты. Государственная программа по поддержке книгопечатания позволяет при определенных условиях возместить расходы на книгу из государственной казны. Сделать это, однако, можно только постфактум, когда книга уже вышла в свет.
Отметим, что в такой ситуации гораздо проще и авторам, и издателям существовать в рамках крупных корпораций. Тиражи хотя бы в несколько тысяч позволяют и автору заявить о себе громче, и издателю снизить себестоимость книги. Здесь, однако, круг замыкается: в крупных изданиях не вычитывают текстов начинающих авторов. факты
В 2010 году каналы продажи книг через Интернет выросли на 60 процентов. В 2009 году «Озон» продал 3,7 миллиона экземпляров книг, что на 27 процентов больше, чем в 2008. Все большую популярность набирает электронная книга. Однако эксперты утверждают, что настоящий бум цифровых книг еще впереди.
Интересно, что из зарубежных авторов российские читатели предпочитают главным образом авторов прошлых лет, а не современных писателей: самым продаваемым писателем в прошлом году оказался Артур Конан Дойл — было издано 1,9 миллиона экземпляров его книг. Чуть хуже в России читают и печатают Александра Дюма — 1,5 миллиона экземпляров. На третьем месте — наша современница — автор книг о вампирах «Сумерки» Стефани Майер с тиражом 1,4 миллиона экземпляров.
В период с 2003 по 2009 год в России число людей, постоянно читающих книги, уменьшилось с 26 процентов до 16 процентов. А число взрослых людей, которые книг вовсе не читают, выросло с 34 процентов до 50 процентов. Больше читать стали женщины, в основном — «женские» детективы и романы. Классическую литературу читают 9 процентов россиян, включая школьников. 34 процента людей утверждают, что после прочтения отдадут книги кому-либо или выбросят. Домашние библиотеки также выходят из обихода. Если в 1995 году насчитывалось 58 процентов россиян, которые совсем не имели дома книг либо были владельцами маленьких библиотек (менее 100 книг), то в 2010 году таковых уже 63 процента. Библиотекой из 500 и более книг тогда могли похвастаться 10 процентов, в прошлом году — только 6 процентов.
Автор: Елена Велигжанина
Фото: Сергей Михеев
Источник: «Российская газета»