2011 год был богат на хорошие или, как минимум, любопытные книги. Портал interfax.by предлагает свою версию лучших произведений русскоязычной литературы по итогам года.
Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F» — постапокалиптический роман, повествующий, согласно авторской аннотации, «о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства». Войны между «Уркаиной» и парящим над нею «офшаром», а также секс с роботами, несомненно, заинтересовали традиционную читательскую аудиторию Пелевина.
Мария Галина, «Медведки». Новый роман финалистки «Большой книги» привлекает интересным сюжетом и философским подтекстом. Обыденность и фантастика, судьба и случай изящно переплелись в этом тексте. Герой, придумывающий состоятельным обывателям блистательные биографии, сталкивается с оживающей выдумкой. Немного странная, немного страшная, немного смешная, немного грустная — есть над чем подумать.
«Не садись в машину, где двое» Людмилы Петрушевской. Сборник состоит полностью из новых текстов. В книге три раздела: рассказы, пьесы и «современные сказки». В ее новых рассказах чувствуется смена интонации. На первый план выходит ценность человеческой жизни. Ее героиням — простым женщинам — по-настоящему сочувствуешь. Это интересная и грустная книга давно признанного автора.
«Другие барабаны» Лены Элтанг. Новый роман от лауреата премии «Новая словесность» вышел в издательстве «Эксмо». Костас Кайрис — писатель сидит в камере-одиночке и пишет письма своей бывшей жене, но не отправляет их. Одиночество и свобода, тюрьма и социальная клетка. Костас, как и герои предыдущих книг Элтанг, находится в диссонансе с окружающим миром. Книга, полная символов и глубоких погружений в текст. Можно сказать, что текст и язык и являются главными героями этого повествования.
«Остромов, или Ученик чародея» Дмитрий Быкова. Произведение, получившее в этом году премию «Национальный бестселлер». Завязка романа основана на реальном деле ленинградских масонов. Роман полон точных наблюдений над мелочами, забытых исторических анекдотов и баек. Отличается огромным числом персонажей, появляющихся и исчезающих со страниц книги. Правда, не всегда понятно, зачем они там были нужны.
Захар Прилепин «Черная обезьяна». Новый роман участника шорт-листа «Русского букера» и лауреата премии «Национальный бестстеллер» является одновременно психологической драмой и политической фантастикой. Это первое художественное произведение Прилепина за последние три года. Молодой безымянный журналист по заданию редакции допущен в секретную лабораторию-психушку, где исследуют особо жестоких детей, тут-то все и начинается. Равнодушными эта книга оставит немногих.
Юрий Буйда «Синяя кровь». Роман о жизни актрисы Иды Змойро в подмосковном городке Чудове, прототипом которой является Валентина Караваева. Она сыграла главную роль в фильме Райзмана «Машенька», получила Сталинскую премию в составе творческой группы, через несколько лет попала в автокатастрофу, в результате которой у нее остался страшный шрам на лице. Магический реализм повествования пронизан гуманистическими идеями и настоящим уважением к человеку, пусть даже и жалкому внешне.
Александр Киров, «Последний из миннезингеров» — сборник рассказов и повестей лауреата премии «Чеховский дар», при всей мрачности и реалистичности точно обрисованной жизни современной российской глубинки, назвать «чернухой» не повернется язык. Причиной тому — неизменная доброта и гуманность автора, искренняя его любовь к своим даже самым безнадежным персонажам, неизменный поиск в каждом, пусть даже полностью опустившемся, человеке зерен разумного, доброго, вечного, искры Божьей. Киров уникален тем, что ему эту искру практически всегда удается найти — и вселить в читателя надежду.
«Лягушки» Владимира Орлова. Автор «Альтиста Данилова» и «Камергерского переулка» давно причислен к классикам современной литературы. Роман-фантасмагория, роман-памфлет, где автор со свойственными ему мастерством и изяществом сатирически обрисовал социальную действительность нашего времени. Главный герой — талантливый писатель под воздействием странных сил путешествует, заводит любовные связи, погружается в творческий процесс. Как всегда у Орлова — мягкая, негромкая ирония и превосходный язык.
«Зеленый шатер» Людмилы Улицкой — это своеобразный пересказ русской истории и литературы второй половины XX века, некая энциклопедия русской жизни. Беллетристический и публицистический подходы прослеживаются на протяжении всей книги и творчески дополняют друг друга. Это книга о нравственности и уроках времени. Историческое время романа ограничено двумя смертями — Сталина в начале и Бродского в конце. Улицкая написала роман о том, как остаться человеком в любые времена. Общего сюжета повествования как такового нет, истории же персонажей чаще пересекаются так, что они сами того не замечают.
Тереза РЕНЁВА
Источник: interfax.by