13 сентября, 2012

Кликнуть или полистать?

На книжной выставке электронные издания успешно конкурировали с традиционными.

Вчера в Москве завершила свою работу 25-я Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ). Более полутора тысяч участников выставки из 45 стран представили 200 тысяч изданий на десятках языков мира. Выставка наглядно показала состояние книгоиздания в мире и России. В 2011 г. российское книгоиздание за год выросло всего на 1%. Показатель производства печатной продукции на душу населения понизился до 4,29 экземпляра, что на 20% меньше показателя 2008 года — максимального за последние четыре года. Только в этом году наметилась положительная динамика.

В прошлом году на Центральный федеральный округ пришлась львиная доля объема изданной продукции. На долю Северо-Западного и Приволжского федеральных округов приходилось менее 10% новых изданий. Менее 0,5% объема продукции приходилось на Дальневосточный федеральный округ. В региональной структуре книгоиздания 2011 г. преобладала доля Москвы. На долю Санкт-Петербурга и Смоленской области вместе взятых приходилось 6% продукции и 1% — на долю Белгородской области.

По общему тиражу изданий большого разрыва между лидерами и остальными издательствами не наблюдалось. В 2011 г. издательство «Эксмо» выпустило больше всех экземпляров, за ним следовало «АСТ» более чем с 60 млн экземплярами, третью позицию заняло издательство «Просвещение». Важной тенденцией на российском рынке является консолидация издательств. Происходит вытеснение мелких издательств крупными игроками. Небольшим издательствам на российском рынке приходится выживать за счет быстроты реакции на требования рынка и предложения новых трендов. На протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост средней цены на книгу.

Среди российских издательств доля электронных книг в структуре ассортимента все еще небольшая, размер доли зависит от региона. Если в Москве и Санкт-Петербурге в 2011 году доля электронных книг составляла около 20%, то в регионаз эта доля не достигает и 5%.

По словам одного из учредителей книжного магазина «Фаланстер» Бориса Куприянова, крупные издательства превратили книгу в товар, который оказался не самым востребованным у потребителя. Именно в этом кроется основная проблема книжного бизнеса. На протяжении 15 лет книжный бизнес демонстрировал, что книга является товаром, таким же, как колбаса. Но если книга товар на рынке развлечений, то она неконкурентоспособна с другими гаджетами.

Печатная книга все еще доминирует на рынке, но электронная книга уже в значительной степени ее теснит.

Одним из центральных событий международной программы 25-й ММКВЯ, связанной с применением инноваций в книжной индустрии, стала международная конференция On Demand Russia-2012. Ее участники обсудили различные аспекты пересечения современных цифровых технологий с новыми требованиями рынка и производства: эксперты рассказали об инновациях в сфере издательской деятельности. Ведущие мировые производители представили самые последние разработки в области цифровых технологий и медийных систем.

Большинство мировых игроков книжного рынка стремятся как можно более оперативно отвечать на запросы времени для компенсации сокращения рентабельности традиционных магазинов. В связи с этим происходит постоянное обновление онлайн-ресурсов, расширение ассортимента электронных книг, их конвергенция с печатным направлением, издателями выпускаются собственные версии ридеров.

В странах Европы рынок книг является более консервативной отраслью, нацеленной на поддержку рынка печатных книг. Тем не менее в 2010-2011 гг. политика рынка здесь изменилась. Согласно прогнозам, к 2015 г. доля электронных книг в европейских странах может существенно возрасти. Но лидируют на рынке книжного контента США.

Рынок электронных книг в России достигнет уровня аналогичного рынка в США не ранее чем через пять лет, сообщил PR-директор интернет-магазина Ozon.ru Михаил Осин. По статистике Осина, в прошлом году в России объем рынка электронных книг утроился, достигнув 2 млн долларов.

Для сравнения: в США за тот же период времени объем рынка электронных книг составил 1 млрд долларов. По словам Осина, в США электронные книги уже стали популярнее обычных — там на 100 проданных бумажных книг приходится 105 электронных. Эксперт полагает, что такое соотношение обусловлено тем, что электронные книги дешевле бумажных.

В России рынок электронных книг растет бешеными темпами, но только одна из десяти электронных книг скачивается законно. Из-за больших объемов нелегального контента издательства теряют десятки миллионов долларов ежегодно.

Среди российских издательств доля электронных книг в структуре ассортимента все еще небольшая. Размер доли зависит от региона. Если в Москве и Санкт-Петербурге в 2011 г. доля электронных книг в ассортименте издательств составляла около 20%, то в регионах эта доля не достигает и 5%. Это говорит о том, что российские издатели пока не слишком заинтересованы в развитии такого направления, как электронные книги, по-прежнему отдавая предпочтение традиционному книгоиздательству.

Из-за недостаточного правового обеспечения электронного книгоиздания на рынке действует большое количество нелегальных сетевых игроков. Среди игроков рынка, действующих легально в России, выделяются отечественные сетевые ресурсы — «ЛитРес», Elkniga.ru, Bookee.ru.

Чтобы выявить потребительские предпочтения россиян на рынке электронных книг, был проведен oнлайн-опрос аудитории сайта РБК. Результаты исследования показали, что совокупная доля читателей электронных книг составила больше половины — 53,1%. Из них регулярно читают электронные книги 28% респондентов. Четверть участников исследования ответили, что иногда читают электронные книги (24,7%). При этом почти треть респондентов предпочитают читать печатные книги (28,4%).

">

Источник: rg.ru