Участники международной Франкфуртской книжной ярмарки в этом году перестали бояться наступления цифровых технологий на книжный бизнес и решали, как использовать «цифру» для дальнейшего развития отрасли.
Россия представила на ярмарке продукцию 120 издательств. Несколько разделов национального стенда были посвящены году российской истории, другие познакомили публику и профессионалов с произведением лауреатов крупных литературных премий и различных современных авторов. В делегацию входили такие писатели, как Дмитрий Глуховский, Борис Хлебников, Полина Дашкова, Григорий Остер, Борис Минаев.
На российском стенде интенсивно шли профессиональные семинары и круглые столы, по
Отдельную программу представила «Москва книжная» — экспозиция книжной и мультимедийной продукции издательской программы правительства российской столицы. Правда, постоянные посетители ярмарки отметили, что, за исключением нескольких книжных новинок, эта экспозиция уже несколько лет не меняет даже таблички с подписями.
Большое внимание на ФКЯ было уделено разным аспектам рынка цифровых книг — метаданным, лицензированию, цифровому маркетингу, мерчендайзингу, и другим важным темы. Одна из конференций в рамках ярмарки носила название «Когда же мы перестанем говорить о метаданных», и ответ на вопрос — никогда, но участники дискуссии показали, что у «бумажных» издателей исчезло враждебное отношение к наступающей цифровой эпохе.
Глава Академии ФКЯ Хольгер Волланд (Holger Volland) сказал, подводя итоги работы «электронного» сегмента ярмарки: «Активные темпы развития электронного книжного рынка за последние три года привел к тому, что цифровая книга сейчас является частью каждого издательства, вне зависимости от его величины. Еще в прошлом году участники ярмарки с недоверием относились к цифровым технологиям, боялись, что это приведет к исчезновению книжного бизнеса. Сейчас отношение полностью изменилось, издательское сообщество поняло, что технологичное будущее — это благо, и многие компании в этом году использовали возможность объявить о новых цифровых направлениях в своем бизнесе.
Одним из наиболее обсуждаемых событий во Франкфурте было представление супербюджетного букридера Beagle, немецкого продавца TXTR, который интересен еще и тем, что использует для синхронизации мобильный телефон, что привлекает в книжный е-бизнес мобильных операторов, при поддержке которых разработчик и собирается продавать ридер.
Серьезные успехи е-издания отмечаются в детской литературе, которой в этом году тоже уделили много внимания на ФКЯ. В некоторых издательствах Германии продажи детских электронных книг выросли более чем на 200% за год. А компания Oriolus, которая выпускает DVD с мультимедийными пособиями для школьных предметов, добилась включения в список официально рекомендованных учебников в Мюнхене. Следующим шагом фирмы будет создание учебных приложений для планшетов и смартфонов.
Один из наиболее обсуждаемых книжных стартапов на ФКЯ стал ресурс Ganxy, который предоставляет авторам и издателям возможность продавать свои произведения с помощью так называемых витрин, которые дают дополнительные маркетинговые преимущества. Эти витрины можно будет встраивать в социальные сети или любые другие сайты.
Сервис BookShout! позволяет пользователям импортировать в свои устройства книги, купленные в Amazon и Barnes&Noble. После того, как сервис проверит, действительно ли книги были приобретены легально, он позволяет получать читателю доступ к защищенным DMR версиям файлов.
Проект ZolaBooks начнет продажи книг в конце этого месяца, и его создатель, бывший литературный агент Джо Ригал (Joe Regal) на ФКЯ огласил амбициозные планы «получить каждую книгу от каждого издателя», а также отметил «наш способ конкурировать с Amazon — это не конкурировать с Amazon».
Онлайн-издание Publishing Perspectives, подводя итоги ФКЯ, назвало несколько основных трендов и самых актуальных тем прошедшей ярмарки. Один из них — цена: бурно обсуждались возможности более гибких стоимостных моделей, варианты с понижением цен, для получения прибыли за счет объемов продаж, или, наоборот, повышения их в первые недели продаж, чтобы заработать на эксклюзивности. Отмечается, что фиксированная ритейлерская цена в скором будущем станет историей.
Большой интерес вызвали две свежеобразованные аббревиатуры. БИК — это привлекающие всеобщее внимание рынки Бразилии, Индии и Китая, причем, издание с сожалением отмечает, что буква «Р», которая могла бы означать Россию, выпала из списка по причине того, что книжные рынки указанных стран активнее развиваются.
Это мнение о России подтвердил заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев — в своем выступлении во время ФКЯ он отметил, что объемы российского книжного рынка снизились с 2,5 млрд долларов до 2 млрд за год, а следующем году ожидается новый виток падения: количество проданных экземпляров сократится на
Другой акроним — GAMA, составляют название компаний, которое издание называет «всадниками цифрового апокалипсиса»: Google, Apple, Microsoft, Amazon.
Огромное внимание издателей привлекает сейчас книжная аналитика — простых данных и статистики уже недостаточно для того, чтобы понимать поведение покупателя, и компании, продающие свою продукцию на Amazon, готовы многое отдать за доступ к данным о пользователях магазина, однако тот все еще держит эту информацию закрытой. Больше повезло в этом смысле Ассоциации Американских издателей (APA), которая, в рамках недавно заключенного мирного соглашения с Google, получит, среди прочего, данные о вкусах и предпочтениях пользователей проекта Google Books.
Эротический тренд, который появился благодаря Э. Л. Джеймс и ее бестселлеру «Пятьдесят оттенков серого», вызвал такую волну интереса к литературе с сексуальной основой, что издатели таковой отмечали огромное внимание даже со стороны тех стран, в которые они раньше никогда не продавали права на свои книги.
Одним из самых ярких событий ФКЯ стал павильон Новой Зеландии, которая была почетным гостем ярмарки в этом году. Его название — «Пока вы спали» (While you were sleeping) напоминает посетителям о серьезной разнице во времени между Европой и «страной киви». В полумраке павильона беспрерывно развивалось мультимедийное действо, которое показывало видео всего, что связано с Новой Зеландией, рассказывая о культуре и быте, традициях и природе почетного гостя. В довершение ко всему участников выставки научили танцевать традиционный танец новозеландских маори — хака. В следующем году танцевальные умения тех, кто приезжает на Франкфуртскую книжную ярмарку, обещают расширить самбой: почетным гостем форума станет Бразилия.
Источник: pro-books.ru