Данные, прозвучавшие на расширенном заседании правления Российского книжного союза в пятницу, 10 июля, свидетельствуют о том, что «дно» кризиса в книжной отрасли пока не пройдено. Впрочем, несмотря на нарастающий спад на книжном рынке представители крупных издательских и книготорговых компаний не теряют оптимизма.
">
Данные, прозвучавшие на расширенном заседании правления Российского книжного союза в пятницу, 10 июля, свидетельствуют о том, что «дно» кризиса в книжной отрасли пока не пройдено. Впрочем, несмотря на нарастающий спад на книжном рынке представители крупных издательских и книготорговых компаний не теряют оптимизма.
Данные, прозвучавшие на расширенном заседании правления Российского книжного союза в пятницу, 10 июля, свидетельствуют о том, что «дно» кризиса в книжной отрасли пока не пройдено. Впрочем, несмотря на нарастающий спад на книжном рынке представители крупных издательских и книготорговых компаний не теряют оптимизма. Хотя практически все данные свидетельствуют о продолжающемся падении спроса и продаж, многие издатели и книготорговцы рассчитывают сохранить и даже укрепить свои позиции. При этом в отрасли по-прежнему надеются на помощь государства в решении ряда существующих проблем, особенно в пропаганде чтения и книги. На заседании со своими оценками ситуации выступили руководители крупнейших издательств и книготорговых фирм. Генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков сообщил, что снижение спроса на книги в 4-м квартале 2008 года — 2-м квартале 2009 года составило в среднем 20% во всех российских регионах, кроме Москвы и Московской области, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов. Эти данные основаны на опросе розничных книготорговцев (100—120 директоров и товароведов магазинов), который «Эксмо» ежемесячно проводит с начала кризиса. Так, в марте — мае текущего года об уменьшении количества покупателей в книжных магазинах заявили 84—86% опрошенных, о снижении суммы среднего чека — 67—72%. Как отметил г-н Новиков, если в «первую волну» кризиса спрос упал, в первую очередь, на дорогую литературу (дороже 500 рублей), то в марте-мае наблюдалась отрицательная динамика уже на книги «среднего» ценового сегмента (100—300 рублей). Лишь в «низшем» ценовом сегменте (книги ценой до 100 рублей) пока еще сохраняется относительная стабильность. Что касается тематики, то в наибольшей степени от кризиса «пострадала» художественная литература для взрослых, деловая и «прикладная» книга, а в последнее время розничные книготорговцы стали говорить о снижении спроса даже на учебную и детскую литературу. По собственной оценке главы «Эксмо», падение рынка достигло 30% в поэкземплярном исчислении (в отдельных регионах и выше) и 15—20% — в стоимостном. О. Новиков выделил проблему неплатежей со стороны розницы. По его мнению, отсутствие оборотных средств не дает магазинам возможность обновлять ассортимент, а это негативно отражается на продажах. В то же время в тех магазинах, которым удается поддерживать ассортимент на качественно высоком уровне, сильного падения продаж нет, по крайней мере, в стоимостном исчислении. «Дна» кризиса О. Новиков пока не видит. Похожие оценки продемонстрировал генеральный директор новосибирской компании «Топ-книга» Георгий Лямин. По его данным, падение продаж по рынку в целом составляет в среднем примерно 20% (информация получена от региональных книготорговых операторов на условиях анонимности). В наибольшей степени спад затронул такие города, как Магадан, Владимир, Норильск, Абакан, Екатеринбург и некоторые другие. В самой «Топ-книге» выручка в июне 2009 года сократилась на 30% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (на базе выборки из 195 «стабильных» магазинов). В структурном разрезе сильнее всего в мае 2009 года по отношению к маю 2008-го упали продажи специальной литературы (–45% в поэкземплярном исчислении) и учебной литературы без учета учебников (–43%). По регионам спад наиболее заметен в Уральском федеральном округе (–43% в поэкземплярном исчислении), Сибирском и Центральном ФО (–40%), а также в Приволжском ФО (–38%). По словам г-на Лямина, падение продаж на 25% в поэкземплярном исчислении приводит к увеличению срока оборота на 33% (например, с 8 до 11 месяцев), падение продаж на 33% — к увеличению срока на 50% (с 8 до 12 месяцев). В результате книги, взятые с отсрочкой платежа, необходимо оплачивать на несколько месяцев раньше их возможной реализации, что приводит к кризису неплатежей со стороны розницы, заявил глава новосибирской компании. В «Топ-книге» с января уволено от 20—30% сотрудников, закрыто порядка 100 магазинов (открыто 45 новых), общая торговая площадь сократилась на 10%, оборот снизился на 25%. Сумма среднего чека сейчас выше на 10%, чем она была год назад, но число чеков упало на 30—40%. Падение оборота из-за ухудшения ассортимента Г. Лямин оценил примерно в 10%. При этом он заявил, что в последние месяцы компания вышла из убыточности и стала получать операционную прибыль. Глава «Топ-книги» признал рост просрочки кредиторской задолженности, и предупредил, что на восстановление платежной дисциплины потребуется еще несколько месяцев. Из-за того, что книги действительно стали продаваться хуже, Г. Лямин считает необходимой смену бизнес-модели розничной книготорговли. Речь идет о том, что небольшие и средние книжные магазины в регионах для восстановления операционной эффективности нуждаются в освобождении от избытка слабо востребованного ассортимента. При этом работа с «длинным хвостом» смещается в специализированные каналы или в Интернет, по крайней мере, в малых и средних городах. В то же время поставка бестселлеров от издателей на условиях предоплаты или короткой отсрочки приводит к замещению магазинов лотками. Смена модели займет от шести до 12 месяцев, восстановление платежной дисциплины — не меньше времени. Г-н Лямин напомнил, что восстановление розничной книготорговли в США в период Великой Депрессии заняло шесть лет. Его вывод: неучет кризисных явлений любой из сторон может повлечь волну судебных исков и банкротств, которая вернет рынок в середину 1990-х годов. Сообщение генерального директора ГУП ОЦ «Московский Дом книги» Надежды Михайловой было проиллюстрировано некоторыми показателями работы крупнейшей столичной сети. Так, с ноября 2008 года по июнь 2009-го выручка сети выросла в среднем на 7,1% по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, однако продажи в поэкземплярном исчислении упали на 4,3%. Рост же объясняется увеличением средней продажной цены книги (+11,8%). Наиболее сильно спад коснулся технической литературы (–14,8% в поэкземплярном исчислении и —1,9% — в стоимостном). В то же время продажи учебной литературы увеличились на 8,0% в экземплярах и на 17,5% — в деньгах, при росте средней продажной цены на 8,9%. Число покупателей немного уменьшилось, а количество наименований в чеке снизилось с 5—6 до 3,5. Г-жа Михайлова прогнозирует, что оборот «МДК» в 2009 году останется на уровне 2008 года. Она подчеркнула, что Объединенный центр не сократил ни одной социальной программы. Кроме того, глава «МДК» отметила, что у тех издательств, которые активно занимаются продвижением своей продукции, снижения продаж по сети не наблюдается. Н. Михайлова также напомнила о ЕОТРе, который ныне уже не является проектом одного издательства, а имеет общеотраслевой статус. Определенным диссонансом на фоне остальных выступлений прозвучало сообщение генерального директора петербургской сети «Буквоед» Дениса Котова, который рассказал о ситуации в компании «Новый книжный — Буквоед». По словам г-на Котова, падения оборота не наблюдается: отмечено лишь снижение темпов роста до 9—10%. Правда, речь идет лишь о так называемых «старых» магазинах, причем и в них продажи упали на 7% в поэкземплярном исчислении. Больше всего сократились продажи деловой, «прикладной» и естественнонаучной литературы, лучше конъюнктура на рынке художественной и учебной литературы (рост на 12—18%). Снизилось и количество покупателей. Д. Котов подтвердил обострение проблемы возвратов: нужно повышать эффективность использования площадей. Он сказал, что рост выручки происходит за счет повышения цен: сумма среднего чека выросла на 10%, средняя цена книги — на 17%. В этом году объединенная сеть планирует открыть не менее 50 магазинов в регионах. Выступление Вадима Синянского, генерального директора компании «Мастер-книга», владеющей сетью «Библиосфера», основывалось на данных о продажах в 35 магазинах сети, работающих более семи лет. По этой выборке спад оборота отмечен только в последние два месяца (май и июнь 2009 года) — соответственно на 3% и 2%. Максимальное падение отмечается в Татарстане и некоторых других регионах, где раньше фиксировались высокие темпы роста, а в регионах победнее, соответственно, и падения резкого нет. По словам г-на Синянского, из-за того, что издатели «напуганы» банкротством ряда книготорговых компаний («Букбери»), условия поставки резко ужесточились, а некоторые издательства вообще прекратили отгружать товар. Если улучшить ассортимент и подкрепить продажи маркетинговыми усилиями, то ситуация была бы намного лучше, считает глава «Библиосферы». Основной проблемой момента он называет психологический настрой издателей из-за роста неплатежей. Сам В. Синянский, по его словам, испытывает «легкое чувство злорадства» по отношению к издателям: по его словам, перекос на рынке всегда был в сторону издательств — рентабельность у розничной книготорговли намного ниже. Тут как раз и пришел через издателей, от лица которых выступил генеральный директор «АСТ-Пресс» Сергей Деревянко. Он сообщил, что по издательству отгрузки упали в среднем на 10—15%, а приход денег — на 40%. По мнению выступавшего, кризис усугубляется тем, что со складов издателей «вымывается» накопленный товар. Срок оборачиваемости вырос до года — и это в лучшем случае. Уже сорвана летняя программа, может быть сорвана и осенняя. Сейчас даже поставщики бумаги дают отсрочки издателям, не говоря уж о полиграфистах — настолько обострились проблемы у всех. Г-н Деревянко отметил, что в особенно сложном положении оказались средние и малые издательства. Они теряют авторские «брэнды», которые перекупаются крупными фирмами, хотя в «раскрутку» этих «брэндов» небольшие издательства вкладывают огромные усилия, а автор зачастую выступает лишь в роли исполнителя. Поэтому глава «АСТ-Пресс» считает необходимым рассмотреть возможность внесения поправок в законодательство наподобие «футбольных»: от перехода «звездных» игроков в другой клуб прежняя команда тоже должна что-то получать. В качестве предложений прозвучала идея создавать «черные списки» неплательщиков, вести с ними целенаправленную работу, в том числе через представительства РКС в регионах. Вообще, по словам г-на Деревянко, отрасли нужна информационная база: пришло время открывать информацию. Кроме того, необходимо создавать независимые книготорговые сети, поскольку доступ небольших издательств к полкам книжных магазинов ограничен. Если таких сетей не будет небольшие издательства очень быстро окажутся под контролем нескольких крупных игроков. Эта часть выступления вызвала резко негативную реакцию Олега Новикова, который усмотрел в ней противопоставление крупных и небольших издательств. По словам главы «Эксмо», никаких ограничений для небольших издательств в сети (имелась в виду сеть «НК — Буквоед») нет. Сейчас не время для деструкции и создания отдельных групп, заявил г-н Новиков, — напротив, необходимо объединять усилия. Следует отметить, что во многих выступлениях звучала мысль о необходимости активизации усилий по пропаганде чтения и стимулировании спроса, чтобы преодолеть негативные тенденции на рынке. В этом вопросе участники рынка надеются на помощь со стороны государства, в том числе на продолжение реализации Программы чтения. Мы попросили присутствующих на заседании представителей издательских и книготорговых фирм поделилиться своими ощущениями. Генеральный директор Санкт-Петербургского Дома книги Любовь Пасхина подтвердила, что «вымывание» ассортимента становится заметным. В то же время в главном петербургском магазине в июне — это традиционное время «белых ночей», когда в городе много иностранных туристов — выручка выросла на 20%. В качестве положительного момента она отметила и снижение ставок аренды для магазинов. Генеральный директор столичного дома книги «Москва» Марина Каменева отметила ухудшение качества многих изданий. По ее мнению, издатели начали экономить на редактуре и корректуре, а это недопустимо. Она показала один альбом, в котором в качестве иллюстрации к очерку о петербургской архитектуре была помещена фотография известного московского (!) здания. По словам г-жи Каменевой, на заседании было мало сказано о том, что было сделано самими операторами рынка для исправления ситуации. Генеральный директор издательства «Владос» Ольга Бородина рассказала, что продажи учебников в розницу в последнее время снизились на 7%, бюджетные закупки — на 30%, а рост неплатежей принял скачкообразный характер. Главная проблема, по словам главы «Владоса», заключается в том, что стало невозможно планировать развитие издательства: расчеты за поставки производятся совершенно непредсказуемо. В качестве наиболее вопиющего примера последнего времени была названа ситуация в одном из крупных регионов, где, уже после завоза туда учебников, местные власти заявили, что платить не будут. В результате издателям пришлось за свой же собственный счет забирать книги обратно. Другие регионы заявляют, что смогут заплатить только в конце года. Подводя итоги заседания, вице-президент РКС Олег Ткач вспомнил старый анекдот, в котором самое короткое выступление свелось к одному слову: «Караул!». Суммируя сказанное, он оценил спад на рынке в 15—17% в стоимостном исчислении и в 20—30% — в поэкземплярном. Нарастание противоречий между издателями и книготорговцами может привести к откату ситуации 1990-х годов, когда самой массовой формой книготорговли оказались уличные лотки. Используя медицинскую терминологию, пациент скорее жив, но «дна» пока не видно, добавил г-н Ткач.