В Агентстве по печати подвели итоги развития книжного рынка в 2009 г. Лучше всех с кризисом справились издатели, хуже всех — книжные магазины
В Агентстве по печати подвели итоги развития книжного рынка в 2009 г. Лучше всех с кризисом справились издатели, хуже всех — книжные магазины
Самые пессимистические прогнозы, по счастью, не сбылись. Совокупные тиражи и количество выпущенных в 2009 г. названий не слишком изменились по сравнению с 2008 г. Хотя, как отметил читавший доклад о книжном рынке замминистра по печати Владимир Григорьев, возможно, дело здесь в том, что «книжная индустрия инертна» и, значит, более ощутимые последствия кризиса ей еще предстоит испытать.
Пока же картина сложилась такая. В прошлом году российские издатели выпустили 127 596 названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экземпляров. По сравнению с 2008 г. названий стало на 3,5% больше, а тиражи упали на 5,8%. Впрочем, слишком радоваться росту количества названий, видимо, не стоит, так как прирост осуществился за счет большего выпуска брошюр.
Основная доля в этих тысячах и миллионах по-прежнему принадлежит Москве — в столице выпущено 57% всех названий и 81% тиражей, причем все теми же АСТ, «Эксмо» и «Просвещением», которые лидируют на рынке уже давно.
Самым издаваемым российским автором в прошлом (как, впрочем, и в 2008 г.) стала, вполне ожидаемо, Дарья Донцова, второй оказалась Юлия Шилова, следующие — Акунин, Устинова и Полякова. Из переводных сочинителей позапрошлогоднего лидера Пауло Коэльо в 2009-м оттеснила создательница вампирской саги Стефани Майер; в первой десятке и Януш Вишневский, Агата Кристи, Бернард Вербер, Дэн Браун.
На детском книжном рынке многолетнего лидера по тиражам — сочинителя детских азбук, стихов и загадок Владимира Степанова в 2009-м неожиданно обогнал Корней Чуковский, книги которого были выпущены общим тиражом 3,5 млн экземпляров, что примерно на миллион больше, чему у Степанова. Но самой большой неожиданностью в детском секторе стало то, что в первой десятке не оказалось Джоан Роулинг. И это при том, что в 2008 г. она занимала пятое место, в 2007-м — третье, в 2006-м — второе.
В целом потери издателей в отрасли не слишком ощутимы. В отличие от книгопродавцев. Им пришлось вступить за читателя в настоящую битву, как выразилась директор книжного магазина «Москва» Мария Каменева. Просто потому, что покупать книги в кризис стали меньше, особенно пострадала художественная литература. По предварительным оценкам, в 2009 г. было закрыто 150-200 книжных магазинов. Некоторые из них вскоре открылись снова, но уже не в таких престижных районах и на меньших площадях.
По-прежнему печально дела обстоят с книгораспространением в регионах — столичные книги достигают жителей России выборочно (крупные издательства продвигают свою продукцию через собственные сети, мелкие туда не попадают). Cозданием же независимых национальных книготорговых сетей государство по-прежнему не занимается, но и издатели не имеют достаточной воли продавить решение проблемы.
И лишь интернет-торговля на фоне закрывающихся «реальных» магазинов выиграла. Объем прибыли самого крупного в России интернет-магазина — Ozon.ru — вырос в 2009 г. на 30%.
Видимо, неплохое будущее ожидает и рынок электронных книг. В США он вырос в прошлом году по сравнению с 2008-м на 180% (!). У нас эксперты оценивают его как быстро растущий, хотя склонность российских читателей (и издателей) к пиратству, отсутствие единых стандартов подготовки книг-файлов, которые можно использовать и для бумаги, и для электронных изданий, сильно тормозят дело.
Что дальше? Прогнозы экспертов противоречивы, но сходятся в одном: тиражи будут неизбежно падать, а успехи отрасли — напрямую зависеть от покупательского поведения.
Майя Кучерская
Источник: «Ведомости» от 13.05.2010, 85 (2603)