Загробная жизнь — тема, пожалуй, одна из самых резонансных в истории человечества (и едва ли перестанет быть таковой). Древние, классические и современные произведения литературы и искусства — не говоря уже о философских и религиозных работах — неизменно обращаются к мифологии ада и рая и предлагают разные варианты развития событий после смерти героя.
Мы выбрали несколько книг, которые рассказывают о жизни после смерти.
С загробной жизнью в этой предренессансной поэме уже все серьезно — никакого стеба и смеха. Римский поэт Вергилий послан лирическому герою Данте от его возлюбленной Беатриче, чтобы тот сопровождал его в потустороннем мире (подобно тому как автор «Энеиды» некогда «водил» Энея по подземному царству).
Данте описывает круги ада, где томятся грешники разного калибра и обитают мифологические существа, а также чистилище и рай — согласно католической концепции о загробной жизни. Поэма, в которой, кстати говоря, нет никакой комедии, поскольку в Средневековье этот термин понимали иначе, названа «божественной» не самим автором, а Джованни Боккаччо — автором «Декамерона».
Бардо — слово из буддийской философии, которое обозначает состояние между жизнью и смертью. Именно в этом переходном пространстве происходит большая часть действий книги. Роман о президенте Линкольне и его сыне, написанный букеровским лауреатом Джорджем Сондерсом, называют шедевром интеллектуальной литературы, и нам остается только согласиться с этим.
Повествование в этом романе ведется от лица жестоко убитой девочки Сюзи, попавшей после смерти в рай. Оттуда она наблюдает за происходящим на земле и рассказывает читателю о жизни, в которой она должна была участвовать — и частью которой она никогда уже не станет.
Автор романа, Элис Сиболд, сама была жертвой насилия. Этот роман, по-видимому, обращается к той версии, в которой она должна была умереть — в том же тоннеле, где с ней случилось несчастье, ранее была расчленена девушка. И эту судьбу как раз наследует героиня «Милых костей».
Великая поэма Александра Твардовского о Василии Тёркине, несомненно, обогатила русскую литературу XX века. Поэт написал новаторское произведение с очень сильным, живым народным языком — и героем, который олицетворяет находчивого, остроумного и неунывающего русского солдата.
В «Василии Тёркине» много юмора и того, что сейчас можно было бы назвать стебом: ну разве не иронично звучит фраза «Тёркин на том свете»? Именно так называется продолжение классической поэмы, в котором главный герой погибает в бою и оказывается на небесах, где встречается с боевыми товарищами и курит бездымный неземной табак.
Но Тёркин слишком нужен на земле, в реальной жизни и реальных делах, поэтому надолго на небесах он не задерживается.
Писатель-фантаст Александр Беляев не нуждается в представлении, как не нуждаются в нем Жюль Верн или Джек Лондон. Его книги интересно читать в любом возрасте и находить в них каждый раз новые смыслы: за занимательным сюжетом у автора всегда стоит глубокая рефлексия.
Писатель серьезно болел и иногда подолгу лежал без движения. Возможно, в таком состоянии ему и пришла идея одного из своих самых жутких романов. Профессор Доуэль мертв, но его голова, отделенная от туловища, продолжает служить прогрессу. Фантастический вариант жизни после смерти, который, вероятно, в ближайшее время станет реальностью.