Раскрываем секреты картин и икон
Св. Петр исцеляет св. Агату в тюрьме. Джованни Ланфранко, 1614
Христианские предания полны историй об истязаниях, пытках и казнях. Не удивительно, ведь прообразом для жизнеописаний святых стала смерть Иисуса на кресте. С момента Христова Воскресения мученики стремились «пострадать за веру», а их «биографы» в своих сочинениях возводили их страдания в десятую степень. Что же художники? Скромно фиксировали житийные традиции и «прятали» в своих картинах и иконах намеки на мученические смерти персонажей.
Обо всех ярких случаях жесткости в изображениях святых вы узнаете из книги Алины Никоновой «Садистская иконография. Портреты и истории мучениц и святых». Мы же, внимательно прочитав этот труд, пересказываем пять леденящих душу историй о муках св. Люции, св. Агаты и других христианок.
Перед вами красивая девушка с щипцами, в которых зажат зуб. В изображении Аполлонии Александрийской есть один подвох: ее внешний вид явно не соответствует ее возрасту.
Обычно в христианских преданиях подчеркивается, как хороши и юны были те, кто перенес мучения и остался верен своему Богу, но именно об Аполлонии мы знаем, что она была женщиной в годах, дала обет безбрачия и всю жизнь посвятила служению Христу. Сколько ей было лет, неизвестно, но Евсевий Памфил в «Церковной истории» назвал ее «дивной старушкой-девственницей».
Вполне возможно, она была диаконисой в храме, куда ворвались язычники, чтобы его осквернить. Аполлония пыталась увещевать их, но тщетно. Ее схватили, потребовали отречься от веры, а потом пытали. Первое, что сделали мучители, — выбили святой все зубы. Но когда ни это, ни множество других пыток не помогли, язычники разожгли костер, в который святая бросилась прежде, чем пришел палач. История неоднозначная, поскольку перед нами фактическое самоубийство, запрещенное в христианстве.
Но в конце концов отцы церкви, посовещавшись, пришли к выводу, что мученица сделала это, чтобы сохранить целомудрие (девственниц любого возраста в Римской империи не казнили), и причислили Аполлонию к лику святых.
Изображается она, как правило, юной и с щипцами к руках, в которых держит собственный зуб — символ начала мучений.
Но зуб кажется не таким уж страшным по сравнению с тем, что лежит на подносе Агаты Сицилийской. Святая держит собственные отрезанные груди.
Агата родилась 8 сентября 235 года (редкая точность для той, у кого были все шансы остаться лишь местночтимой святой). Сногсшибательно красивая девушка имела массу поклонников и могла выйти замуж за любого из них. Но, будучи христианкой, уже к 15 годам решила сохранить девство. Расстроенные обожатели получали от ворот поворот, но с уважением относились к желаниям девушки. Так было до тех пор, пока в дело не вмешался префект Квинтиан. Он не только возжелал красотку, но и собирался стать аристократом благодаря браку с ней.
Квинтиан пытался соблазнить девушку. Он отправил ее в дом своей приятельницы, где и сама женщина, и пятеро ее дочерей убеждали христианку в том, что роскошная жизнь лучше мученической смерти. Все было тщетно, и тогда несостоявшийся жених донес на Агату. Сначала той удалось сбежать, но, устыдившись своего малодушия, она вернулась на Сицилию с намерением принять мученическую смерть.
Казнить девственницу было нельзя, так что ее для начала отправили в бордель, где та провела целый месяц. Дальше все было стандартно: тюрьма, дыба, пытки горящими свечами и... раскаленные щипцы. По одной из версий, ими девушке вырвали соски, по другой — тюремщики отрезали груди полностью. Именно это и сказалось на ее иконографии.
Перед смертью Агате явился святой Петр и исцелили все ее раны, так что мученица вполне легально изображается целой. На полотнах католических святых она держит на подносе свои груди. В православных иконах об этой детали пыток ничего не говорится, и святая изображена так же, как и сотни других.
Уже через год после смерти она чтилась как святая. Считается, что молитвы ей помогли отвести от Сицилии лаву вулкана Этна.
Думаете, милая девушка на картине Диего Веласкеса просто предлагает вам выпить чая или горячего молока? Конечно нет. Великий мастер света и тени изобразил одну из сестер-мучениц, пострадавших, не поверите, не только за свою веру, но и за свое ремесло. Вторую сестричку вы видите на полотне Франсиско Сурбарана.
Юста и Руфина родились в Севилье во второй половине III века в семье тайных христиан. По преданию, все свободное время девочки посвящали чтению Евангелия и мечтали служить только Христу. Их родители занимались гончарным ремеслом, и сестры помогали им в работе. С керамических чашек и мисок все и началось.
На один из праздников, посвященных богине Венере, требовалась глиняная посуда, и купить ее решили не где-нибудь, а у Юсты и Руфины, продававших свои изделия на местном рынке. Будущие мученицы отказались отдать товар, который будет использоваться в языческих ритуалах, и разгневанные люди перебили все, что принесли в этот день две хрупкие гончарки. Не долго думая, девчушки в ответ разбили статую самой Венеры. Этого горожане простить не могли. Юсту и Руфину схватили, долго пытали, придумывая все новые изощренные наказания, но переубедить не смогли. Юста умерла в темнице, Руфине перерезал горло лично правитель Севильи.
На иконографии святых, как правило, изображают вместе. В руках они держат глиняные горшки и пальмовую ветвь. Жители Севильи видят в них покровительниц города, поэтому на некоторых полотнах и фресках мученицы представлены с макетом башни Хиральды. В православии они тоже почитаемы как святые мученицы, но их изображения встречаются крайне редко.
Эта девушка, родившаяся на рубеже III и IV веков, точно была историческим персонажем, но ее жизнеописание, возможно, несколько мифологизировано. Люция рано потеряла отца и была воспитана матерью-христианкой. Тяжелым ударом для нее стала болезнь нежно любимой мамы. Врачи оказались бессильны, и исцелили женщину только молитвы дочери. После этого Люция решила посвятить себя Богу, а значит, не выходить замуж и раздать свое огромное состояние бедным.
Увы, у девушки на тот момент уже был жених, который не оценил душевный порыв возлюбленной. По мнению Люции, он слишком докучал ей восхищенными вздохами и рассказами о ее прекрасных глазах. И довел ее до того, что дева просто выковыряла собственные очи и отдала их бывшему на блюдечке: пусть, мол, любуется.
Потрясенный юноша донес на невесту, ту схватили и пытали. Сначала девушку попытались отвезти в бордель, но, в отличие от Агаты, девственности она не лишилась. Люция будто вросла в землю, и ее нельзя было сдвинуть с места никакими усилиями. Дальше следовали стандартные пытки: свечи, щипцы, дыба (кстати, согласно одной из версий, глаза ей все-таки вырвали палачи), купание в кипящей воде, смоле и даже моче. Девушку ничто не брало, и тогда ей просто перерезали горло. Знакомый уже сюжет, не правда ли?
В иконографии Люция изображается с пальмовой ветвью и блюдом, на котором лежат глаза. Кстати, это одна из немногих общехристианских святых, чья православная иконография повторяет католическую: на некоторых изображениях Люции (Люсии) тоже встречаются глаза.
Если на полотнах или иконах вы увидите красивую девушку с цветами и фруктами, то, скорее всего, это Доротея (в православии — Дорофея) Кесарийская — еще одна мученица, растерзанная при римских императорах.
Доротея родилась в 279 году в Кесарии Каппадокийской. Как и ее предшественницы, она была убежденной христианкой, хранила девственность, обладала кротким нравом и помогала ближним. Поскольку Каппадокия была относительно безопасным для христиан местом, до поры до времени прятать свои убеждения Доротее не приходилось. Все изменилось с появлением императора Диоклетиана, начавшему гонения на христиан по всей стране. Девушку схватили, привели к местному правителю, который по традиции предложил ей отречься от Христа, но не смогли сломать и подвергли пыткам.
Стойкость Доротеи помогла вернуться в лоно христианской веры еще двум женщинам, в отличие от нее, испугавшимся горящих свечей и раскаленных щипцов. А когда мученицу вели на казнь, некий Феофил (то ли философ и ученый, то ли просто писарь) ехидно попросил ее:
— Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха твоего розовых цветов и яблок.
— Я и действительно сделаю это, — ответила мученица.
В момент молитвы к ней пришел ангел и передал ей три яблока и три цветка розы, которые девушка попросила выслать Феофилу. Несмотря на это, святую казнили, а Феофил, не ожидавший такого подарка (дело было в феврале, а оранжерей с подогревом в Каппадокии III века не было и в помине), обратился в христианство.
Больше увлекательных и жутких историй про святых и их изображения вы найдете в книге Алины Никоновой «Садистская иконография».