Автор детективов Антон Чиж рассказывает о жизни актрис частных театров прошлых веков
27 марта Международный день театра впервые будет отмечаться без публики и с закрытыми залами. Но обстановка в мире не помешает нам приоткрыть завесу тайны над историей русского сценического искусства, которая сегодня так старательно забыта.
Всем известны имена великих русских драматических актрис: Марии Ермоловой, Веры Комиссаржевской, Марии Савиной, однако мало кто помнит, что рядом с этими звездами первой величины на театральных подмостках пело и плясало внушительное количество комедианток, о которых теперь почти ничего не известно. Речь идет о примах частных театров. Судьбы их невозможно назвать легкими, а служение искусству и вовсе было довольно специфическим. Однако для начала надо понять, что же представлял собой частный театр в обеих столицах Российской империи.
Вообразим себе предприимчивого господина, антрепренера, у которого есть, скажем, двадцать тысяч рублей. Открывать лавку не хочется, его тянет к искусству и большому барышу. Он снимает приличное помещение, причем обязательно с садом, заводит буфет и набирает актерскую труппу. Вот и весь образ частного театра в двух словах. Стоит отметить, что на сцене не будет драматического действа в привычном виде. Ближе всего представление дорогого увеселения к тому, что в современном шоу-бизнесе называется «сборная солянка»: концерт, где участие принимают несколько разноплановых певцов.
В программу одного вечера могли попасть цыганский хор, румынский оркестр, трио флейтисток, звукоимитатор или, говоря современным языком, пародист, гимнасты, фокусники, танцы, сольное пение, комические куплеты, сборная пожарной команды, чтецы стихов и много, много других номеров, лишь отчасти связанных с высоким искусством. Эдакая ядреная смесь цирка, эстрады и театра. Иногда давали короткие пьесы, в основном комические — зрителю требовались развлечения, а не рефлексия. Подобный винегрет носил название каскадный жанр, или кафешантан — определение это пришло в Россию из далекого Парижа, где танцовщицы «Мулен Руж» утраивали знаменитый «каскад»: в финале общего номера поочередно падали на шпагат на авансцене. Творчество отечественных див же назвать легким никак было нельзя. Своеобразная каторга в цветах, а зачастую — просто каторга. Впрочем, довольно доходная.
Надо сказать, что актрисы частных театров делились на две неравные категории: единицы — дивы, на которых шла публика, их имена печатались крупными буквами на афишах, и все прочие — эдакие мелкие звездочки, этуали, на которых антрепренеры зарабатывали не хуже, чем на нефтяных вышках. Представим, как это выглядело.
...Очередная мадемуазель с хорошеньким личиком выпорхнула на сцену, исполнила французскую песенку, чаще всего — двусмысленного содержания. Наверное, она может быть свободна? Не тут-то было. Этуаль спускается... в зрительный зал. Частный театр в Петербурге имел столики не только в зале. Места для гостей располагались и в саду, который тоже принадлежал театру (они так и назывались: Театр и сад «Неметти», Театр и сад «Аркадия»). Итак, барышня входит в зал. Зритель, разгоряченный вином, приглашает ее за свой столик, а та не имеет права отказаться, ее контракт включает и общение со зрителем, ведь главная задача актрисы не петь песенки, а пополнять кассу владельца, обеспечивать непрерывный поток заказов на шампанское, вино и закуски в буфете. Да, основной заработок предприимчивого хозяина подобного места складывался отнюдь не из проданных билетов, а из оплаченных алкоголя и еды, и цены в меню были ярким тому подтверждением. Только представьте: обычный бутерброд с колбасой стоил в Петербурге 10 копеек, а та же закуска в частном театре — 1.20! Актриса же должна была сидеть за столиком столько, сколько захочет зритель. Вернее — пока у него не кончатся деньги. Частный театр работал, что называется, до последнего посетителя и его рубля.
В первый год контракта наивная нимфетка, мечтавшая о театральном искусстве, не получала с проданных бутылок ни-че-го! Голый оклад. Но если ее голосок и манера пения нравились, то в следующем сезоне владелец театра начинал делиться с ней прибылью от проданного шампанского. И только редкие счастливицы были избавлены от каббалы буфета. Чем же зарабатывали этуаль на концертные платья?
Представим себе купчика или чиновника, который, забывшись, прокутил с актрисой уже рублей двадцать пять, а то и пятьдесят. Юное создание сидит у него на коленях, улыбается, она такая милая и доступная. Чего хочется господину? Ну, разумеется, продолжения вечера в интимной обстановке. Выбор, однако, всегда оставался за актрисой. С одной стороны, возможность неплохого заработка, с другой — вопрос чести и личного достоинства. Впрочем, поддавшись раз на заманчивое предложение, остановиться уже не было никакой возможности. Легкие деньги, неумеренные траты и... соответствующая репутация.
Любой зажиточный человек тех лет знал, что в частном театре можно не только приятно провести время, но и продолжить веселье «в номерах». Более того, нередко возникали на просторах обеих столиц и настоящие публичные дома, которые лишь прикрывались звучным названием «театр». Там актрисам вменено было в обязанность выполнять все желания зрителей.
Не верите? Вот что писали в газетах:
«Белыми невольницами у нас с некоторых пор принято называть певичек, хористок и всякий женский персонал наших зимних и летних садов и приютов утех и увеселений. И название это к ним прекрасно подходит. Потому, что как же по-другому назвать певичку „шансонетку“, как ее еще иначе величают, которая по контракту с содержателем увеселения обязана не только петь на эстраде, но и увеличивать торговлю буфета, оставаясь до четырех-пяти часов утра в саду или в зале театра».
От тысяч актрис частных театров в истории не осталось и следа. Они сгинули с ветром времен. Лишь редкие безымянные фотографии этуалей, отпечатанные в старинных журналах. Если вам захочется заглянуть в жизнь актрис частных театров, поподробнее узнать о повседневном быте звезд кафешантана, прочтите мой роман «Бой бабочек». И вы узнаете много того, о чем даже не догадывались.
С праздником театра всем вирусам назло!
Автор: Антон Чиж