Рассказываем о книгах, посвященных страшной теме закрытых сообществ
Тема сект — пугающая и непонятная. Тем не менее в западной культуре она исследована вдоль и поперек. В России же ее как будто обходят стороной. И лишь немногие писатели и переводчики решаются с ней работать.
Рассказываем о самых известных произведениях, посвященных закрытым сообществам, их лидерам и адептам.
Не все исследователи признают старообрядческие толки сектами. Но, как и у православных-никониан, в старообрядчестве есть свои изолированные религиозные общины с сильными лидерами, жесткими, а порою и жестокими правилами и невозможностью выйти из круга религиозных фанатиков.
Алексей Черкасов в своем романе «Хмель» описывает именно такое сообщество. 1825 год, молодая старообрядица Ефимия живет в общине старца Филарета, харизматичного и жестокого тирана, единолично способного казнить и миловать. Главный инструмент Филарета — запугивание страшным судом и обещания спасти души своих последователей в случае, если те будут беспрекословно подчиняться его указам. А для несогласных есть цепи в избе старца и жаркий костер за пределами общины. Что ж, вполне действенное оружие в глубоко религиозном обществе, каким являлось русское крестьянство XIX века.
Как бы далеко ни ушли Соединенные Штаты будущего от Российской империи позапрошлого века, но и тут те же проблемы: порицание греховности, причем не столько своей, сколько ближнего, спасение души и уверенность в том, что духовные лидеры лучше знают, как жить правильно.
Фактически экстремистское правительство Галаада во вселенной «Рассказа Служанки» и «Заветов» выросло из религиозной секты «Сыны Иакова», члены которой изначально позиционировали организацию как некий союз неравнодушных благотворителей. Радикалы воспользовались кризисом рождаемости и преподнесли его как небесную кару, чем обеспечили себе поддержку верующих американцев. Ну а чтобы сохранить власть, им потребовалось всего лишь выбрать правильные цитаты из Библии без контекста, чтобы разделить людей на касты. Механика воздействия тут очевидна: выбери нужный момент, запугай, раздели и властвуй.
Однако не всегда главари сект действуют так грубо. Мариэтт Линдстин описывает духовного лидера как молодого, энергичного и невероятно обаятельного человека, который приглашает героиню романа Софию в курортное местечко, чтобы погостить в штаб-квартире его организации. В итоге девушка попадает под влияние этого человека и остается в его общине на долгое время.
Роман Линдстин можно было бы счесть очередной страшной, захватывающей, но все-таки нереальной сказкой, если бы не одно «но». Писательница сама 25 лет провела в могущественной секте, дослужилась до звания магистра, но спустя четверть века вырвалась оттуда при трагических обстоятельствах. Так что история Софии во многом основана на реальных событиях.
Еще одна история, основанная на реальных событиях. На этот раз писательница не стала прятаться за вымышленной героиней, а честно рассказала о собственной жизни.
«Синанон», адептом которого была Селена, был сформирован в 1958 году из участников общества анонимных алкоголиков, позже превратился в клуб «любви и заботы», а затем — в секту. Лидер общины Чарльз Дедерих выступал за разделение семей и устраивал так называемые «игры» — собрания своих последователей, где они в жесткой форме критиковали друг друга. Такая вот «любовь и забота». В это странное место и пришла мать шестилетней Селены, прихватив с собой и маленькую дочь. Много лет девочка мечтала о побеге. В конце концов она сумела вырваться и теперь готова рассказать о том, что творится за дверями организации и как ее руководство вербует новых жертв.
Причин, по которым люди приходят в секты, очень много. С одной стороны, это внешнее влияние — авторитет вождя. С другой — психологическая неустойчивость и душевные переломы.
Алексей Поляринов в романе «Риф» рассказывает о том, что «лазейкой» для зла, разрушающего личность, могут стать непроговоренные травмы, медленно разъедающие человеческую психику. Семейные обиды, исторические трагедии, личные преступления — все это может стать либо началом формирования закрытого сектантского сообщества, либо привести человека в уже существующее. Способны ли разговоры или проработка прошлого спасти уже сломленную личность — вопрос сложный, но, во всяком случае, это может стать одним из путей для решения проблемы.
Чтобы собрать материал для романа, Алексей Поляринов глубоко погрузился в тему сект и сектантства, читая статьи и общаясь со специалистами-антропологами. Информации набралось так много, что, как признался сам писатель, нас ждет еще одна книга о закрытых сообществах в его исполнении.