Что кроется за дверями парадных
Петербург всегда славился своей архитектурой. Но чаще всего мы видим лишь то, что находится снаружи. Внутренняя красота парадных и квартир жилых домов недоступна обычному туристу. Журналист Юлия Галкина и краевед Максим Косьмин решили исправить эту ситуацию и показали богатый «внутренний мир» города
Книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями» на днях вышла в нашем издательстве, и мы выбрали из нее несколько фактов.
Согласно завещанию последнего владельца — Даниила Ганкевича, в этом доме должен был располагаться приют для детей. Однако приют, или «убежище» (так заведение названо в официальных документах конца XIX — начала XX века), был открыт в другом помещении, а здание, носящее имя своего проектировщика и первого собственника Александра Гемилиана, оставалось жилым и до революции принадлежало лютеранской церкви св. Екатерины. Как и большинство доходных домов Петербурга и Москвы, в 20-х годах он был уплотнен, а роскошные многокомнатные квартиры превратились в коммуналки. Однако здесь не было капитального советского ремонта, и кое-где сохранились первоначальная отделка стен, лепнина и даже двери.
«В середине 1990-х нам с соседкой удалось расселить нашу почти 300-метровую коммуналку и разделить её на две отдельные квартиры. Тогда же мы сделали масштабный ремонт. Убедились, что здание построено очень добротно. Две комнаты, в которых жила наша семья в коммунальные годы, когда-то были одним большим парадным залом с четырьмя окнами, пилястрами на стенах и мраморным камином. Перегородка, разделяющая помещение пополам, появилась в 1920-е годы. Мы её оставили, но заменили дверь: вместо маленькой, советских времён, поставили найденную за штукатуркой, дранкой, досками и войлоком оригинальную анфиладную пару в идеальном состоянии»
Это здание появилось в Петербурге в 1880 году и «Домом Шрейберов» назвалось лишь условно, поскольку владельцы менялись аж шесть раз. Однако именно оно стало рекордсменом по времени проживания: в 2021 году одна из семей будет праздновать столетие обладания квартирой в нем.
«Довоенные репрессии чудом обошли нашу семью, — рассказывает жительница этой квартиры, Любовь Романкова. — Папа и дедушка были в ожидании, что их арестуют: у них были приготовлены кулёчки с вещами, зубными щётками и т. п. Дедушка всё бегал по Физтеху и повторял: «Почему меня до сих пор не арестовали? Все приличные люди уже там!» Одно из ранних детских воспоминаний — звонок в квартиру в три часа ночи. Все тогда напряглись, ведь чёрные воронки как раз приезжали по ночам. Дедушка пошел открывать, и вскоре к нам с родителями всунулась его голова: «Ничего страшного, мы просто горим!»
Любовь Петровна общалась со многими деятелями науки и культуры Ленинграда. Одним из ее частых гостей был артист балета Рудольф Нуреев. А после съемок фильма «Нуреев. Белый ворон», где фигурировала одна из комнат ее квартиры, сюда, во время визитов в Петербург, заходит актер и режиссер Рэйф Файнс.
Из более ранних жителей и гостей дома стоит вспомнить художника Николая Ярошенко и его гостей, собиравшихся по субботам. По легенде, среди них был и Лев Толстой, который в тот период «опрощался», но швейцар не узнал гения литературы и сообщил ему, что мужиков не пускает.
В начале XX века это здание считалось крайне эксцентричным и «давящим» на зрителя. Архитектору Федору Федоровичу Лумбергу даже отказали в реализации первоначального проекта, который показался представителям Городской управы грубым. Одновременно с отказом вышло распоряжение министра внутренних дел о запрете размещения на фасадах новостроек балконов и других выступов. Федор Федорович с таким положением дел согласиться не мог, немного исправил чертеж и еще до отмены странного и необоснованного распоряжения заложил фундамент для будущего выступа, заканчивающегося балконом. Сегодня дом Лумберга считается одним из образцов северного модерна. Часть интерьеров, безусловно, пострадала во время «уплотнения», однако сохранились главные достопримечательности: курьезные атланты и камин в парадной, изготовленный̆ на заводе «Мейсен» в Саксонии.
Экскурсоводы любят рассказывать легенду о том, что после революции семья Лумберга в один прекрасный день вышла из дома и пропала. Сегодня в квартиру архитектора можно попасть с экскурсией. Вот что можно найти на официальном сайте:
«В прихожей — старинное зеркало, уцелевшее со времен Лумберга, почти во всех помещениях—камины и печи, изготовленные на фабрике в Саксонии. К сожалению, в советское время квартиру серьёзно затронула перепланировка. О том, где изначально проходила граница между помещениями, теперь можно судить только по лепнине, которая была разной в каждой комнате. Там, где сейчас главный зал, некогда была барская гостиная или столовая. В углу комнаты находится декоративная печь с керамическим панно, изображающим сюжет охоты. Это один из лучших проектов мануфактуры в Мейсене. Комнату освещает огромное окно полукруглой формы, в котором сохранилось два кусочка орнаментального витража, который когда-то занимал окно целиком. Это классический витраж, выполненный по наборной технологии: кусочки цветного стекла, соединённые свинцовыми спайками. В одной из комнат квартиры сохранились две одинаковые печи с керамической фигурой купидона. Потолок в этой комнате кессонированный, выполнен из гипса, стилизован под дерево. Также примечательна печь с магнолиями и ландышами в соседнем помещении. Из одной части квартиры в другую проходит галерея-переход, которая выступает своеобразным эркером в дворовый фасад дома. Эта галерея в свою очередь выполняла роль зимнего сада»