15 ноября, 2023

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Рассказываем о работах Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи и Питера Брейгеля-старшего

Что означают выбор цвета и поза персонажа на картине? Есть ли порядок и логика в натюрмортах? И так ли молчаливы портреты? 

-22% Разгадай код художника: новый взгляд на известные шедевры Елена Легран 807 ₽ 1034 ₽ -22% Купить

В издательстве «Бомбора» вышла книга Елены Легран «Код художника», которая поможет вам разгадать тайны многих знаменитых произведений. Начать знакомство с миром живописи вы можете уже сейчас. Из книги Елены мы выбрали три истории об известных картинах и их создателях.

Кое-что о завышенной самооценке

Если вас раздражают люди, то и дело хвастающиеся своими успехами, вспомните, что это явление старо как мир. Например, донатор картины Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» изображен рядом с самой Девой Марией. И не просто рядом, в какой-нибудь коленопреклоненной позе, как на иконах, а едва ли не вровень с Царицей Небесной.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435, Лувр, Париж

Канцлер Николя Ролен и Мария изображены в одном мире (если вспомнить, что мир Земной и мир Горний художники изображали по-разному), в одной плоскости и одинакового масштаба. Для сравнения — ангел в левом углу картины уже полностью принадлежит небесному измерению. Получается, что Николя Ролен на этой картине почти приравнен и к младенцу Христу, и к Деве Марии. Нужно сказать, что канцлеру действительно было чем гордиться:

«Николя Ролен  канцлер герцога Бургундского Филиппа III (иначе говоря, первый министр одного из крупнейших государств Европы XV века) и один из самых влиятельных людей своего времени. Именно при нем государство Бургундия разрослось в шесть раз и дошло до Гааги, заняв всю современную Бельгию, Люксембург и Северную Францию. Именно при нем фламандская живопись достигает своего Золотого века. Дела его были велики, и велика была его вера в то, что происходят они по воле и во славу Божью».

По мнению Елены Легран, именно вершителем дел земных, продолжающим акт Божьего творения и подотчетным исключительно Творцу Небесному, и предстает Ролен на портрете работы придворного художника Яна ван Эйка. А значит, не грех хотя бы в мечтах (или на картине) постоять рядышком с Господом и его матерью и примерить на себя титул властелина мира. Вот такая вот логика.

Чем Леонардо да Винчи шокировал братьев Ордена Непорочного Зачатия

Признавайтесь, вы сейчас о чем подумали? Неужто вспомнили разнообразные красочные мифы о личной жизни великого художника? Расстроим вас, все гораздо более невинно и... интересно!

В 1483 году тридцатилетний Леонардо да Винчи получил заказ на создание центрального образа триптиха для часовни Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо Гранде в Милане. Работу нужно было сделать быстро, чего мастер не умел. Дедлайны он, конечно, провалил, но это еще полбеды. Самое страшное, что готовую картину «Мадонна в гроте» братья Ордена Непорочного Зачатия сочли еретической!

Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте (Мадонна в скалах). 1483–1486, Лувр, Париж Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте (Мадонна в скалах). 1495–1508, Национальная галерея, Лондон

При этом для самого художника смысл, вложенный в первый вариант, был настолько важным, что спустя годы он предпочел написать уже более «традиционную» копию, а оригинал оставить у себя. Что же такого было в первой «Мадонне»? Об этом подробно рассказывает Елена Легран:

«Что же мы видим в первом, „неправильном“ варианте картины? Ангел, облаченный в зелено-красные одеяния, явился на землю с вестью. Весть эта обращена к маленькому Иоанну, ведь именно на него направлен властный неумолимый перст. <...> Посмотрите на картину еще раз и попытайтесь ответить на вопрос: кто главный герой картины? К кому ведут воображаемые линии жестов и взглядов? К младенцу Иоанну! Вот оно, полное попрание канонов! Вот где спрятана крамола!»

Легран подробно разбирает не только жестикуляцию ангела, но и символику одежды небесного посланника, а также смыслы, которыми Леонардо да Винчи наполнил других участников этой композиции.

(Не)уютная зима Брейгеля

На первый взгляд зимние картины мастеров Северного Возрождения кажутся милыми и благостными. Только полюбуйтесь на эти припорошенные снегом домики, детей, играющих на льду, вмерзшую, будто игрушечную лодочку. Стоп, лодочка!

Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. 1565, Королевские музеи изобразительных искусств Бельгии, Брюссель

Картина была написана в 1565 году, через пять лет после наступления второй фазы Малого ледникового периода. Начиная с 1560-го температура в Европе, только что отошедшей от суровых зим Средневековья, начала снижаться, и первые годы были для жителей континента крайне тяжелыми. Для голландцев же морозы и лед влекли за собой перекрытие удобных торговых путей, то есть лишали всю страну средств к существованию. Так что лодка, вмерзшая в реку, — это не милый атрибут зимней сказки, а горестный символ голода. Как и ловушка в другой части картины, подарившая название шедевру Брейгеля:

«Тяжелая доска вот-вот опустится на прельщенных обещанием еды оголодавших птиц. Веревка от ловушки тянется в маленькое окошко дома справа. За черным пространством окошка нам не видно того, кто поджидает подходящий момент, чтобы потянуть за веревку и придавить доской как можно больше наивных пернатых. Но не для садка и клетки готовят пойманных птиц: в доме голодают и ждут обед. Тяжелая доска ловушки предназначается не для того, чтобы поймать, а для того, чтобы убить. Это  реалии жизни».

Но приметы времени и трагизм картины, проглядывающий сквозь симпатичные зимние образы, — это только часть трактовки. Поздний Брейгель метафоричен. Так что некоторые птицы на его полотне не случайно похожи на людей, а люди — на птиц.

Что все это значит, вы узнаете из книги «Код художника» Елены Легран, на которую мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Читайте также