Раскрываем тайны сюжета громкой новинки об играх подсознания
Осторожно, текст содержит спойлеры!
Главный герой романа Лоры Кейли «Колокол» — молодой человек, страдающий необычной мигренью: с самого детства он слышит звон колокола, причиняющий ему нестерпимую боль. Он приезжает на остров Сен-Мало со своей девушкой Маргарет, чтобы вылечиться от ненавистного недуга. Но вопреки ожиданиям, болезнь не только не отступает, но и запускает цепочку пугающих событий.
Маргарет исчезает, сам Жоэль становится свидетелем чужого самоубийства, а таинственный незнакомец обещает ему найти любимую, если тот согласится сыграть с ним в странную игру. Каждый день он будет просыпаться в теле одного из членов семьи Лоран в старом особняке семейства, чтобы узнать, кто виновник трагедии, когда-то случившейся в этом доме.
В сюжете пересекаются две действительности: реальность и подсознание Жоэля. Молодой человек — парень с особенностями развития, живущий в старой церкви вместе со священником Ланге и Марией — девушкой, оставшейся без матери и также воспитанной Ланге.
Много лет назад доктор Бёрк привез Жоэля в это место после неудачного медицинского эксперимента, приведшего к приобретенному аутизму. Здесь мальчик и рос, с каждым годом все глубже погружаясь в себя. Если прежде он хоть как-то реагировал на действительность, то теперь совсем перестал ее замечать. Он больше не видит ни священника, ни Марию, ни церковь, ни колокол, звон которого лишь пугал его, вызывая приступы паники и головной боли.
Дом семьи Лоран — на самом деле никакой не дом, а подсознание Жоэля, где живут все люди, предавшие его: семья, сдавшая мальчика в приют, и доктор, чьи медицинские эксперименты оказали пагубное влияние на его психику.
В этом же доме Жоэль видит и самого себя, но только здесь его состояние еще хуже, чем в жизни: он прикован к постели и не может пошевелиться. «Я был заперт в этом теле, как мим в стеклянном кубе, как труп в гробу», — говорит главный герой. Эта метафора является отсылкой и к реальному состоянию Жоэля, он помещен в плен своих фантазий, будто в темницу, и отгорожен от внешнего мира.
Единственное, что хочет узнать Жоэль, это кто виноват в трагедии, произошедшей с ним. Так, в его вымышленном мире, простирающемся от берегов Сен-Мало до леса с особняком его родителей, все подчинено одной цели — найти виновного. Для этого он помещает в мифический дом своего подсознания и семью, и самого доктора, заставляя их бесконечно страдать.
Каждый его родственник хоть и отказывается признавать себя виновным в трагедии, произошедшей с ним, но все же мучается от чувства вины. Ирен ненавидит мужа, муж забывается в пьянстве, живя в постоянном страхе, сестра — пытается покончить с собой, а доктор теряет свои записи, которыми так дорожил.
Кстати, в реальном мире Бёрк тоже их потерял: все бумаги о проведенном эксперименте сжигает его жена, а мальчик, став свидетелем этого, сохраняет это событие в памяти и позже воспроизводит в своих видениях.
В собственные фантазии Жоэль также перенес другие события и персонажей: рэкетиры, грозящие отобрать у них церковь, обернулись картежниками, пришедшими за долгом Фабьена, нападение на Марию отразилось в нападении и на Ребекку, сокрытие трупа на кладбище создало сцену с похоронами Юбера. Лес, отделяющий мир реальный от нереального, стал символом его болезни, которую он никак не мог преодолеть.
Создавая своих героев, Жоэль побывал в них самих. Испытывая страхи, страсти и переживания каждого, он учился этим чувствам сам. Лишенный в силу своих особенностей возможности понять и принять себя и свое тело в реальности, он проходит этот путь познания через вымышленный мир.
Погрузившись в глубинные воспоминания детства, Жоэль понимает, кто был виновником его недуга. Но, проживая ужасные картины снова и снова, он все глубже уходит в зазеркалье подсознания, теряя последнюю возможность вернуться обратно.
Единственное, что не дает ему запереться в себе навсегда, — это звон колокола, зовущий его к себе. Каждый раз слыша его, Жоэль испытывает нестерпимую боль. Он и его разум не хотят покидать им же созданный мир, и только гулкий звук остается последней ниточкой, связывающей его с реальностью.
Примечательно, что последним воплощением стало переселение в тело умершего Юбера. Жоэль просыпается в могиле, и теперь ему нужно «ожить», выйти из состояния «живого трупа» и увидеть наконец настоящий мир. И он преодолевает себя.
Маргарет — это Мария. У нее двойное имя. В жизни Ланге называет ее Марией, но в вымышленном мире Жоэль зовет ее вторым именем.
Так, не видя ни церкви, ни людей, живущих с ним, Жоэль перестает откликаться на реальность. Поэтому он и теряет Маргарет в мире фантазий, а находит, лишь выйдя из зазеркалья. Любовь и боязнь за близких побуждают Жоэля «открыть глаза», разбить невидимое стекло, за которым он все это время был, и выйти из мира иллюзий. Он видит лес, видит пожар, способный погубить Марию-Маргарет, он бежит к ненавистному колоколу и, несмотря на мигрень, забирается на часовню. В то же время Жоэль из его внутреннего мира бежит к часовне, чтобы спасти от пожара свою семью, которую он простил.
В момент боя колокола оба Жоэля соединяются в одном человеке, переходя на сторону реальности.
Так, роман показывает нам, что люди с особенностями могут также жить и чувствовать, но только не здесь, а там — за пределами сознания. Им легче построить свой собственный мир, чем жить в нашем мире. Опасность лишь в том, что, зайдя слишком далеко, обратно можно не выйти. Дорога зарастает, а недуг, как и лес, станет непроходимо дремучим.
P.S. Интересно, что и после финала основной части автор не бросает линию, повествующую о вымышленном мире Жоэля, а доводит ее до конца. Семейство Лоран все же покидает проклятый остров, ставший своего рода чистилищем для нераскаявшихся душ. Ведь Жоэль не только спасает родителей от пожара, но и прощает их. Не прощает он только доктора, поэтому Бёрку так и не удалось покинуть остров.