Интервью с Машей Трауб о ее новой книге «Неслучайные люди»
В издательстве «Эксмо» вышла новая книга Маши Трауб — сборник, состоящий из короткого романа «По судьбе» и новелл о разных человеческих судьбах и встречах, меняющих жизнь. Как и в жизни, в этих историях сочетается трагическое и комическое.
Герои этой книги — самые обычные люди со своими проблемами, радостями и печалями. Но однажды в жизни каждого из них происходит событие с участием другого человека, которое на первый взгляд кажется незначительным, а на самом деле является судьбоносным. И получается, что случайных людей в судьбах персонажей нет — они все неслучайные. Мы поговорили с писательницей о калейдоскопе жизни и о том, как создавалась ее новинка.
Маша, поздравляем с выходом книги! Расскажите о том, как возникла идея ее написания.
Накопились заметки, обрывки воспоминаний. Мне хотелось сделать сборник новелл. Я ехала домой после какой-то встречи по знакомым улицам в центре города и вдруг обнаружила, что не понимаю, где нахожусь. Одно здание снесли, другое стояло в лесах, третье изменилось до неузнаваемости. А здесь когда-то были знаменитые газета и журнал, где прошли мои первые годы работы в журналистике. Заглавная повесть «По судьбе» получилась из воспоминаний о том, что происходило в этих зданиях, но, по сути, и о них самих. Как всегда, мне захотелось описать замки, таблички, ковры, окна — предметы быта, а персонажи поселились в этом пространстве сами собой.
Новеллы, входящие в сборник, были написаны в одно время?
Какие-то почти случайные заметки были написаны давно, но я постаралась превратить наброски в рассказы. Есть в них и персонажи, которые проходят через многие мои книги, я просто не могу с ними расстаться. Они мне дороги своей нелепостью, искренностью, безрассудством.
Писатель — тот человек, который может путешествовать сквозь время и пространство. В какую эпоху вам всегда приятно возвращаться?
Мне легко писать про времена своего детства, когда я жила с бабушкой в северокавказском селе. Это конец семидесятых-начало восьмидесятых годов страшно сказать уже прошлого века. Непросто, но интересно вспоминать времена юности, когда я начинала работать журналистом. Но я предпочитаю жить и работать сейчас, в настоящем времени. Материал... Он вокруг меня.
Можете ли вы привести примеры из своей жизни, когда случайная встреча стала для вас значимой?
Прочитайте сборник. Там есть и мои истории.
Как вы думаете, что делает людей по-настоящему близкими? Например, общая радость, общее горе или что-то еще...
В моем случае — дети. Когда я вижу в сыне свои черты, а в дочке — черты мужа, понимаю, что это и общая радость, и общие сложности, и общие победы и достижения. Близость, как мне кажется, не в переживаниях, а в желании двух людей смотреть в одну сторону. В общем чувстве юмора, в общем деле. А еще в способности быть благодарным. Не важно за что. Близость — это умение говорить «спасибо».
Бытовые моменты играют немаловажную роль в ваших произведениях и выглядят очень органично. А есть ли секрет, как не уставать от быта в реальной жизни? Наверняка большинству ваших читательниц будет полезен такой совет.
Не знаю, правда. Мы сейчас были в отпуске и так получилось, что приехали родственники. В итоге я готовила на семерых завтраки, обеды и ужины. Но муж с сыном послушно носили продукты, дочь накрывала на стол и убирала. А когда в один из дней пришла племянница супруга и принесла бутылку Просекко, а на часах было девять утра, я решила, что теперь она моя любимая родственница. Шучу, конечно. Я всегда должна держать все под контролем, кухня — моя территория и все должно быть идеально. Так вот, таким, как я нужно научиться делегировать полномочия — дети прекрасно моют посуду, а супруг, пусть и не с первого раза, разберется, творог какой жирности нужно купить. Но быт — это не требование и не обязанность. Это забота о том, кто вам дорог.
Героиня новеллы «Неслучайные люди» находится в нездоровых отношениях со своим мужем. Как часто вы наблюдаете подобное в жизни? Как считаете, какое решение есть у этой проблемы?
У этой героини, к сожалению, есть прототип. Я была в одной командировке и встретила там женщину. С замазанными синяками и ужасом во взгляде, что она опоздает на минуту и не подогреет мужу обед. Помочь я ей ничем не могла, да она и не считала, что у нее есть проблема. Но вот другая история. Много лет назад я тоже оказалась в командировке, где меня встречала и сопровождала девушка. Она все время была в слезах. Больше не могла терпеть мужа, но боялась даже поговорить с ним. Я помню, что она попросила меня порепетировать с ней разговор — что она скажет, как скажет.
К счастью, в результате жизнь ее сложилось счастливо. Она снова вышла замуж, родила сына. Мы до сих пор иногда переписываемся. Решения одного для всех нет и быть не может. Но я всегда оглядываюсь на детей — каково им видеть маму в слезах и папу, который может поднять руку на женщину или ребенка? Какими они будут, когда станут взрослыми?
Как вы считаете, кому обязательно стоит прочитать сборник? Какой эффект может оказать книга?
Я никогда не жду какого-то эффекта, как не считаю, что кому-то обязательно что-то нужно прочесть. Ребенку по школьной программе да, нужно. А взрослые люди... Я рассказываю истории. Если мне удастся кого-то отвлечь, занять своим текстом утомительное время в транспорте или на прогулке с коляской, это не так уж и мало. Недавно читательница рассказала замечательную историю — она попросила маму посидеть с котом, пока она была в отпуске. Мама не очень любила кошек в целом, и дочкиного кота в частности. Но когда дочь вернулась, нашла кота растолстевшим вдвое и совершенно счастливым. Мама читала мои книги и забывала, сколько раз покормила кота, а тот все время прикидывался голодным. Вот ради счастья таких мамы и кота я и пишу.
В искусстве вы предпочитаете трагическое или комическое?
Трагикомичное. Жизнь и есть трагикомедия.
Как вы считаете, нужна ли какая-то постоянная «подпитка» писателю? И чем подпитываетесь вы?
Я подпитываюсь жестким графиком и дедлайном. На самом деле востребованность для меня очень важна. Нет лучшей мотивации, когда знаешь, что твой текст ждут и в издательстве, и, самое главное, мои читатели.
Общаетесь ли вы с читателями в сети? Бывает ли такое, что они «приносят» вам сюжеты?
Очень редко, если честно. Я предпочитаю личные встречи с читателями. И мне всегда радостно, когда приходят читательницы, которых я знаю уже много лет, могу их обнять, спросить, как дела у детей, как здоровье мамы. Невероятно приятно, когда передают благодарности от мам. Вот последняя благодарность была от женщины, которой уже восемьдесят шесть лет. Она читала мои книги с лупой, настоящей, потому что даже в очках плохо видит. Это до слез. Этим я очень горжусь. Сюжеты иногда предлагают, но если я не чувствую историю, если она не моя, то не могу ее использовать.
Начали ли вы работу над следующей книгой и когда нам ее ожидать?
Да, надеюсь, скоро выйдет мой новый роман. Рабочее название «Тропа желаний». Это тропинка, которую протаптывают люди там, где им удобного ходить. Я в детстве верила, что такая тропинка исполняет желания. Это история как раз о преодолении, о силе женщины, которая ради ребенка, его счастья, его будущего ломает устои, пытается вырваться из тяжелого брака. Которая больше не хочет терпеть жестокость мужа. И помогают ей в этом совсем посторонние люди, а не родственники и не близкие. Это история со счастливым финалом, такое тоже бывает в жизни.